UA / RU
Поддержать ZN.ua

АПОСТОЛ АНДРЕЙ

Всякий юбилей замечателен тем, что помогает нам, обернувшись назад, оценить пройденный путь. Осмыс...

Автор: Николай Доненко
Андрей Рублев. Апостол Андрей Первозванный

Всякий юбилей замечателен тем, что помогает нам, обернувшись назад, оценить пройденный путь. Осмысление 950-летия Киево-Печерской Лавры — общеславянской православной святыни — в нашем сознании получит еще одно измерение: 24 августа греческий архиепископ Христодулос привезет в Киев из города Патры честную главу Первозванного апостола Андрея, из уст которого на заре христианской эры наши предки впервые услышали слова Вечной Жизни.

Спустя почти 20 веков после того, как это произошло, и тысячелетней жизни со Христом, мы снова встретимся и предстанем пред тем, кто впервые обратился к нашим предкам с Евангельским Благовестием. И это не может не волновать, так как, являясь перед святые мощи Первозванного апостола, мы тем самым представляем его молчаливому суду дела своей христианской совести за многие столетия.

Простой рыбак из Вифании, апостол Андрей был ближайшим учеником святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя, который однажды, указывая на Иисуса из Назарета, сказал: «...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ив. 1. 29). Апостол Андрей раньше своего брата Симона Петра пришел к Господу: «...Андрей, брат Симона Петра, Он первый находит брата своего Симона и говорит ему; мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу». (Ив. 1. 40.42). На этом основании апостол Андрей назван Первозванным. По свидетельству евангелистов Матфея и Марка, Христос призывал Симона (будущего Петра) и брата его Андрея на Галилейское море

в тот момент, когда они закидывали сети. «Идите за Мной, — сказан Он, пообещав: — и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Они тотчас оставили свои сети и последовали за Ним.

После сошествия Святаго Духа на апостолов апостол Андрей с проповедью прошел Малую Азию, побережье Черного моря и Крым и по Днепру поднялся до места, где стоит современный Киев. По преданию, здесь он сказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия. Будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». И, благословив это место, водрузил на нем святой Крест — незыблемую основу нашего спасения. Так были брошены первые семена Истины в души наших предков и спустя много столетий принесли великие плоды, о значении и благодати которых мы с радостью можем свидетельствовать перед всем миром.

Пророческое откровение раскрылось в нашем историческом опыте в особом духовном служении. Наша земля в положенный срок дала нужные духовные плоды, ради которых она была благословлена, и дала нужное число святых, которыми она держится и оправдывает свое существование.

Как оратель, взявшись за духовный плуг, апостол Андрей, не оборачиваясь, прошел всю нашу землю, достиг Новгорода, обошел Скандинавские страны и даже Шотландию. Вернувшись в Рим, он снова пошел на Восток. В тогдашней Фракии, в небольшом селении Византии (впоследствии — великом Константинополе) он основал христианскую Церковь, которой суждено было стать Вселенской Патриархией.

Мученическую кончину апостол Андрей принял в греческом городе Патры, где совершенными чудесами и пламенной проповедью обратил ко Христу почти всех жителей. Но правитель города не принял апостольского Благовестия о воскресении Христа и Вечной Жизни и, оставаясь язычником, приказал распять апостола. Для этого был приготовлен особый, Х-образный, крест, и чтобы мучения были продолжительными, правитель приказал не пробивать руки и ноги гвоздями, а только привязать. В течение двух дней апостол непрестанно благовествовал с креста, показывая собравшимся жителям города истинную веру, так как веру нельзя доказать, но можно показать, свидетельствуя о ней не только словами, но самой жизнью и даже смертью. Толпа настолько сострадала мучениям апостола, что правитель, боясь возмущения, приказал снять страдальца с креста. Чувствуя, что мера трудов исполнена, апостол взмолился Христу, чтобы Он удостоил его крестной смерти. Молитва святого Андрея была услышана: воины не сумели развязать веревки, и он с молитвой «Господи Иисусе Христе, прими дух мой» скончался. Дивный свет осиял крест и распятого на нем мученика. Это произошло в 62-м году от Рождества Христова. Жена правителя Максимилла сняла с креста тело апостола и с честью его погребла.

На этом закончилась жизнь Первозванного Андрея, но не закончился его апостольский труд. Он первый посетил и призвал славян ко Христу. А спустя 1000 лет от им же основанной Константинопольской церкви наши предки трудами великого князя Владимира приняли истинную веру и научились правильно славить Бога. Именно из Константинополя на заре нашего исторического становления воссиял невечерний свет Евангельского Благовестия и осиял душу нации Святым Духом. Крестив Русь, равноапостольный князь Владимир осенил наш народ вечностью и ввел его в мировую историю. Ценность истинно великих людей, какими были апостол Андрей, князь Владимир и многие другие, состоит в том, что они повышают ценность всего народа, всего человечества. Святые — это те, ради которых создан мир и молитвами которых этот падший, обезображенный грехом мир держится. Святостью святых платит земля и род человеческий оброк Богу за великое благо своего существования. Святые — это одушевленные иконы Подвигоположника святости. Святость есть таинство трепета, таинство огня, пожирающего всякую нечистоту. В святом всегда можно различить «купину неопалимую», способную преображать мир и опалять недостойных. Святой всегда пламенеет небесным огнем, которым же он сам изымается из среды живущих и восхищается в иные пределы Божественным Духом.

Святость всегда самоценность и самоцель. Ее нельзя использовать ни для каких целей, хотя бы и представляющихся возвышенными и достойными, не рискуя впасть в кощунство.

Мощи святых с древних времен считались неоценимыми сокровищами ради Благодати, обитающей в них. Эта убежденность основывалась на учениях Священного Писания о высоком предназначении христианских тел — храмов Святаго Духа наравне с душами, участвующими в бессмертии. Мощи по церковному учению всегда почитались «благолепно, но не боголепно» — в том же смысле, как чтутся иконы. Но всем современным людям понятно, для чего нужно поклонение святым мощам, хотя это один из мудрейших законов религии. Поклоняться Богу заповедано не только в небе, но и на земле в нетленном человеческом теле. Мощи — это тело, останки жизни ушедших людей, ради Христа отказывают от жизни и тела, от чего они, избранные, ушли, тому остальные обыкновенно поклоняются. И получается как бы замкнутый круг — в образе смертном, человеческом — знамения бессмертия и славы. Сожженная огнём Духа плоть являет исцеление плоти немощной и живой. Благодать дается через все, и не в последнюю очередь через мощи святых, которые еще при жизни стали избранными сосудами Духа. Подлинная религиозность в небесформенных тенях или призраках, а в реальном веществе и воплощении жизни, неразобщенности Духа и плоти. В отличие от эпохи веры, этого не понимают во времена упадка и лжедуховности.

Современные люди, лишенные героического чувства и забывшие о сакральных основах жизни, уподобляются пыли, оторванной от земли, но не вознесенной в небо. Но есть и другие, «простые смертные», без крупного личного подвига жизни, в стороне от столбовых дорог мировых соблазнов, они различают пророческие знамения нашего времени и сокровенно, вдали от любопытных глаз, подвигом веры утверждают божественное в человеке. Ради них, как представляется, апостол Андрей снова посетит Киевские горы.