UA / RU
Поддержать ZN.ua

Американский дневник: Литтл-Рок, или Город карьерного старта

Жара и духота... Даже насекомые в этом городе не жужжат. Люди по паркам не гуляют. Кажется, только сухой ветер любит улочки столицы штата Арканзас...

Автор: Дарья Аверченко

Жара и духота... Даже насекомые в этом городе не жужжат. Люди по паркам не гуляют. Кажется, только сухой ветер любит улочки столицы штата Арканзас. Если когда-то жизнь покажется слишком быстрой
и вам захочется сдаться — добро пожаловать в Литтл-Рок.

Заметка первая: о любви к президенту

Несколько шагов от такси до гостиницы — их достаточно, чтобы почувствовать: этот штат, словно одеялом, накрыло адским климатом. Моментальный перегрев, и ты падаешь в кресло под кондиционером. Без искусственной прохлады жители Арканзаса давно превратились бы в паровые котлеты. Но они выживают перебежками от авто к магазинам, от офисов к собственным домам. Пережидая дневной зной, горожане мечтают о Калифорнии, раскинувшейся вдоль Тихого океана.

И несмотря на все, Литтл-Рок — идеальный город для многодетных семей, пожилых людей и... карьеристов. Провинция стимулирует лидеров ехать в города-миллионники, ведь энергичным людям здесь просто негде развернуться. Таким был уроженец штата Билл Клинтон. В честь выдающегося земляка здесь даже построили президентскую библиотеку. Но почитать в ней можно исключительно корреспонденцию Белого дома. Осилить 80 миллионов страниц документов могут только увлекающиеся исследователи. Чтобы представить, сколько на это пошло бумаги, на двух этажах библиотеки установили 40 столбов с документами — и это всего 3% от общих размеров архива! Президентская библиотека читальню напоминает мало. Это скорее музей живой легенды, весьма почитаемой соотечественниками государственного мужа.

На входе в музей стоит черный лимузин Клинтона. Этажом выше — точная копия комнаты для совещаний с министрами в Белом доме. Тут же смотрители центра приглашают в миниатюрный кинозал. Целых 12 минут с экрана вещает о своей жизни, карьере и пенсии сам Билл. Его много везде. Со второго на третий этаж тянется целая галерея экспозиций, посвященных годам президентства Клинтона и событиям в мире того времени. Золотые головы, которые придумали этот интерактив, заслуживают похвалы. Ни разу не пришлось зевать от скуки: ни рассматривая подарки от лидеров других государств, ни просматривая комедию с участием президентской семьи.

В конце концов, позавидовав платью Хилари и сфотографировавшись в знаменитом овальном кабинете Билла, садимся в туристический автобус. Он ровно минуту везет посетителей к «президентской» скамейке. Кажется, культ Клинтона здесь ощущается даже больше, чем в библиотеке. Никаких карикатур и приколов, зато можно купить шкатулку с... керамическим котом президента. Возьмешь в руки какую-то бейсболку с изображением Клинтона с саксофоном, и мелькнет мысль: вот бы наших президентов было за что так любить...

Заметка вторая: о любви к Родине

Однако для кого-то и Литтл-Рок становится городом самореализации. Именно здесь украинский медик Степан Мельник наконец-то смог посвятить себя любимому делу. Он возглавляет лабораторию в местной больнице, изучает аутизм и приблизился к сенсационному открытию — одной из причин болезни.

Семья Мельников эмигрировала в Штаты около десяти лет назад. Сейчас воплощает в жизнь плакатную американскую мечту. Семья из четырех человек живет в двухэтажном доме в престижном районе. На дворе по зеленому травяному одеялу бегает белый кролик. Вместе с соседями Мельники сбрасываются на охрану района и уход за бассейном.

— Тихо, размеренно, однообразно, — рассказывает жена Степана Оксана, — с работы — домой и наоборот. Порой видимся с земляками. Здесь нас немного, община недостаточно сплоченная. Так что больше любим встречать гостей с Украины — ждем свежих новостей.

Интернет-сайты для эмигрантов и письма от родителей — вот и все источники информации о родной стране. Может, потому, что Мельники уехали из страны еще во времена дефицита, они ведут нас на экскурсию не в местный театр или зоопарк, а в торговый центр. А, быть может, это потому, что туда не добраться пешком. Все шопинг-молы Литтл-Рока разбросаны по городским окраинам. Правда, к ним можно добраться на автобусе. Но основной контингент муниципального транспорта — афроамериканцы — по дороге заговорят, а может, и вытряхнут немного деньжат. Гостями не рискуют, поэтому мы разглядываем Литтл-Рок сквозь окна легковушки.

Даже в таком небольшом городке, насчитывающем 180 тысяч населения, торговые центры настолько большие, что в них можно было бы прятать дирижабли. И за день, понятно, все не обойдешь. Но опытные модники быстро соображают — и не нужно. Поход по магазинам интересен тем, что демонстрирует одну американскую трагедию — страна угодила в собственными руками созданные жернова глобализации. За какой рукав ни потяни — все одинаково не очень качественное, сделанное в Китае. Азарт выудить хорошую вещь просыпается почти советский. Но американцам на это наплевать. Кинешь глазом на шатающихся по магазину, и становится как-то грустно. Раскормили нацию гамбургерами, одели во все китайское. А потом увидели, как эта несчастная неопрятная фигура медленно и боком входит в лифт, и насыпали ей в карман горсть антидепрессантов...

Вот мой коллега наконец-то меряет приличный пиджак: и цвет сдержанный, и фасон интеллигентный, и качество хорошее. Смотрим на этикетку и... почти не верим своим глазам, ведь там черным по белому написано: made in Ukraine. И на наших лицах расплываются гордые и довольные улыбки. Казалось бы мелочь, но как приятно!..