UA / RU
Поддержать ZN.ua

АМЕРИКА ЗАБОЛЕВАЕТ СОККЕРОМ

Когда футбольный мир узнал о том, что в США создается профессиональная лига соккера, мало кто воспринял это всерьез...

Автор: Игорь Рабинер

Когда футбольный мир узнал о том, что в США создается профессиональная лига соккера, мало кто воспринял это всерьез. Многочисленные скептики не сомневались, что любые попытки привить спорт номер один остального мира обречены на провал. Но вот начался первый чемпионат Главной лиги соккера (MLS), и за какую-то неделю скепсис сменился любопытством, переросшим затем в изумление. Того, как США приняли соккер, не ожидали даже руководители новой лиги!

Судите сами. Руководство MLS во всех предсезонных заявлениях подчеркивало, что в первом сезоне ожидает среднюю посещаемость около 10 тысяч зрителей на матче. Игра открытия между «Сан-Хосе клэш» и «Вашингтон юнайтед» собрала на стадионе в Сан-Хосе аншлаг - 31683 болельщика (а заявок вообще было подано на 45 тысяч). Но если этот факт скептики еще могли объяснить вниманием к созданию абсолютно новой лиги, то цифра, полученная из Лос-Анджелеса неделей позже, поистине имела эффект разорвавшейся бомбы. Матч между хозяевами и объединенной командой «Метростарс» собрал 69255 зрителей! Даже в суперфутбольных Италии и Испании столько публики приходит лишь на ключевые игры, а Россия за четыре с половиной года проведения собственного первенства к такой цифре не подобралась. И это при том, что с футболом в России не может сравниться в популярности никакой другой спорт.

Что же это за парадокс - 33600 зрителей в среднем на первых шести матчах чемпионата нефутбольных США, и чуть больше 10 тысяч - в обожающей футбол России? Почему, к примеру, за все прежние времена наибольший боле-льщицкий сбор на «Спартан-Стэдиум» в Сан-Хосе составил 25 тысяч на игре с участием Пеле, а теперь Эрик Винальда и Марко Эчеверри с первого захода переходят планку, установленную королем футбола?

Легко все объяснить обычным человеческим любопытством ко всему новому - ведь профессионального соккера Америка не видела уже больше десятка лет. Но в таких количествах, да еще и за деньги, зеваки не придут на зрелище, к которому в принципе совершенно равнодушны.

Первое и главное - Америка начала играть в футбол. Во времена лиги NASL, в которой выступали Пеле и другие великие, множество американцев не имело понятия о правилах соккера. Но с тех пор выросло одно и сейчас растет второе поколение, которые все школьные годы играли (или играют) в соккер. Родители, пекущиеся в первую очередь о здоровье своего чада, приняли соккер с восторгом: пока кости у их пацана чуть не окрепнут, он явно безопаснее.

Так родилось первое поколение американцев, в массовом порядке заигравшее в соккер и хотя бы отчасти понявшее его прелесть. Ныне оно обзавелось уже своими детьми, которых «европейско-южноамериканский» вирус заразил еще сильнее и безнадежнее. В одной только северокалифорнийской детской футбольной сети школ занимаются 165 тысяч детей!

Вот на них-то, гоняющих мяч пацанов и девчонок вкупе с их неравнодушными к футболу отцами, и решило сделать ставку руководства MLS. Логика простая - кто играет в футбол, должен научиться его с удово-льствием смотреть. Так, как это делает другой «электорат» новой лиги - этнические группы, для которых без футбола жизнь - не жизнь (итальянцы и ирландцы в Нью-Йорке, мексиканцы - в Калифорнии). И, судя по первым дням первенства, заряженное MLS «ружье» осечки не дало.

Манит американца на футбольный стадион и многое другое. Не любит он, к примеру, безрезультатные нулевые ничьи, да и матчи без победителей как таковые. Пожалуйста, MLS придумывает новшество - серии послематчевых буллитов. От обычных пенальти они отличаются не меньше, чем человек - от обезьяны. Игрок начинает ведение мяча в 35 ярдах от ворот и у него есть пять секунд, чтобы нанести удар. Вратарь, во время тривиальных 11-метровых лишенный всяческих прав, здесь может двигаться и действовать, будто в обычной игре. Удивительно динамичное и драматичное зрелище, которое может заставить людей забыть даже о самом скучном матче.

Учитывается и другая специфика американских болельщиков. В отличие от европейцев, они не могут представить себе матчи без музыкального сопровождения в паузах - и получают его. Привыкли к веселящим публику и разгуливающим по трибунам «живым эмблемам» родного клуба - и на матче открытия эту роль прекрасно выполнил симпатичный скорпиончик, символ клуба из Сан-Хосе. После исторического гола Эрика Винальды он даже обнял героя торжества...

Ну а главное, разумеется - это сама игра. Без нее всяческие ухищрения ради заманивания болельщиков были бы бесполезны. Конечно, после шести матчей рано делать глубокие выводы, но смею уверить - то, что я видел, ничем не уступает и кое в чем даже превосходит значительную часть российского футбола, за которым я в качестве обозревателя газеты «Спорт-экспресс» последние годы тщательно наблюдал. А по работе с болельщиками, по отношению и уважению к ним со стороны организаторов, тренеров, игроков Россия вооб-ще ни в какое сравнение с США не идет.

А болельщик - он любит, когда его лелеют. И воздает сторицей.