Мне всегда казалось, что страна, имеющая в своем составе Карпаты и Крым, не должна идти по миру. Это как-то вопреки всем законам логики. Даже то, что мы знаем об этих благословенных Богом и загаженных и разворованных человеком местах, заставляет нас снова и снова возвращаться сюда, предпочитая их и болгарской дешевизне, и кипрскому сервису. А ведь есть eщe и Крым неизвестный.
Что вы знаете, например, о Чистилище, которое находится в Крымских горах на высоте более полутора тысяч метров, недалеко от Никитской яйлы? На покрытом местным эндемиком - крымским эдельвейсом - холме выложен из камней крест. Местный алуштинский энтузиаст Игорь Борисов, подтверждая свои теории компьютерными расчетами, утверждает, что это - главный крест Земли, находя в этом свидетельство богоизбранности крымской земли. Другим свидетельством этого, пытается доказать Борисов, может быть другая его излюбленная теория - та, согласно которой Атлантида затонула в трех километрах от побережья Черного моря в районе Алушты. Чтобы доказать это не эзотерически, а при помощи материальных доказательств и нужно-то, по словам одержимого этой идеей Борисова, какая-то тысяча долларов. Но не дают... Правда, туристу, для которого эта борисовская клюква развешивается, доказательства и логика вовсе ни к чему - жена после его возвращения с курорта и так рот разинет от этих сказок да и сослуживцы зауважают.
Есть в Крымском государственном заповеднике места, не требующие дополнительной мифологизации. Источник Савлух-Су, Космодамиановский монастырь. Вода из Савлух-Су холодна, вкусна и полезна (название источника переводится как «здоровье»). Серебро, стронций да что там - вся таблица Менделеева входят в тебя с каждым глотком и лечат, и лечат...
Изгнанные из Рима лекари-неофиты Косма и Дамиан основали у источника мужской православный монастырь, в котором бесплатно лечили людей. С годами монастырь захирел, обретя «второе дыхание» в годы царствования Екатерины II, насаждавшей православие в Крыму. С 1856 года по 1913-й монастырь продолжали обустраивать. А в 1913-й, по повелению полюбившего охоту в лесах близ монастыря Николая II, он был закрыт «за пьянство и блуд монахов», чтобы через год возродиться ненадолго в виде женской обители. Конечно, ее не пощадили революционные бури - она была полностью разрушена. Сейчас в возрожденном в 1992 году в очередной раз Космодамиановском монастыре обитают четыре монаха, из строений восстановлена лишь часовня.
Если совсем немного проехать от нее по горному серпантину вдоль речушек Черной, Качи и Альмы, въедешь в форелевое хозяйство, организованное в 1957 году. Изначально оно должно было производить до 1250 килограммов «царской» рыбы. Хватало всем: и членам, и кандидатам в члены Политбюро, на столы которых шла рыба, и редким в те годы гостям хозяйства, которым было дозволено побаловаться рыбалкой.
В июле нынешнего года в шести прудах хозяйства гуляла рыба, сейчас все они пусты, остались лишь мальки - все «съел» августовский юбилей.
Раньше, рассказывают журналисты, работавшие в советские годы в Крыму, на самых нижних подъездах к заповеднику дежурила охрана, беспрекословно, быстро и без лишних разговоров пропускавшая допущенных. Теперь то же можно сделать, заплатив за экскурсию по заповеднику, нижняя граница которого была значительно перемещена (опущена), дабы защититься от неизбежных в прошлые годы пожаров. Раньше к ресторану у Красного камня ходил рейсовый автобус, опоздав на который, подогретые романтические парочки спускались вниз лесом, замерзали и грелись у костра. Леса - хранители уникального климата ЮБК - горели.
Горят они и сейчас, и если не наладить их круглосуточную охрану, мы потеряем Крым - ведь однажды начавшись, верховой пожар в горах не прекращается до хорошего обложного дождя, нечасто балующего эти края.
Несмотря на то, что Крым был в прежние советские годы непременным местом отдыха всей большой страны, ее граждане так и не научились отличать настоящее крымское вино от грубых подделок, заполнивших прилавки и доставляющих настоящие страдания виноделам. Ведь сколько ни пишет пресса: нет больше «Черного доктора» и «Черного муската», вино с этими этикетками по смешным ценам за бутылку раскупается довольно быстро. Очень скептически винодел с 35-летним стажем - Юрий Федорович Макагон - относится и к так называемым новым винам, даже если они недешевы, как, например, очень популярный в последние годы «Черный полковник». На самом деле, новые вина рождаются очень редко, более того, новое для данной местности вино, как правило, хорошо известно и традиционно для других мест. Например, алуштинские виноградари до 1985 года имели предмет особой гордости и зависти других виноградарей - 50 гектаров виноградников с капельным орошением. Но грянул указ - и виноградники эти пришлось выкорчевать... чтобы потом засадить эти земли столовыми сортами. Этот виноград, перекрывая многократно потребности курортного периода, гниет в холодильниках винзаводов, а часть его используется как сырье для вин, ранее не выпускавшихся здесь, - некоторых марок портвейна, например.
Настоящие же крымские вина - кагор, пино-гри, алеатико, бастардо, мадера, мускат белый красного камня, - один раз попробовав, ни с чем не спутаешь. Едва уловимый вкус сливок, хлебной корочки, корицы, аромат роз. Бог знает, чего еще!
В продукции массандровских заводов, где вино (предварительно привезенное из совхозов-заводов) перед разливом частенько смешивают, а то и водой разбавляют, эти ароматы гораздо менее уловимы. А потому истинный гурман знает: настоящее вино пьют в заводских дегустационных залах. Из бочки. А для этого нужно ехать в Крым.
И приезжали бы со всего мира, будь здесь развита инфраструктура. Конечно, нельзя сказать, что алуштинцы не пытаются ее развивать. И с переменным успехом это им удается.
С 1991 года здесь строится яхт-клуб и марина (марина - специальные порты для яхт). Великолепная идея и вовремя поданная - ведь просторы Мирового океана бороздят тысячи яхт с миллионерами на борту, многие из них заходят в Черное море (например, летом нынешнего года ралли «В кругу друзей» собрало в Черном море 147 яхт, принадлежащих миллионерам) и вынуждены искать пристанище исключительно у турецких берегов - там расположено множество марин, у нас же - ни одной, если не считать естественных севастопольских бухт. Три года шло строительство алуштинской марины, в него уже вложено 11 миллионов долларов. Увы, с 1994 года строительство приостановлено - бывший инвестор потерял интерес к объекту. Президент Алуштинского экспериментального спортивно-курортного объединения Анатолий Скворцов, автор и реализатор идеи (кстати, алуштинская марина - один из трех крымских объектов, утвержденных Кабмином), уверен: 10 миллионов долларов - и двух лет хватит, чтобы достроить марину и начать получать прибыль.
А уж распорядившись ею с умом, можно не только яхт-клуб с гостиницей и рестораном, но и туалеты в Алуште наконец-то построить. И вот тогда никуда этот миллионер не денется - поедет и деньги повезет.
Автор благодарит организаторов фестиваля «Ласковый берег», чьими усилиями была получена возможность увидеть и попробовать все описанное в этих заметках.