UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ: «МОЯ ЖЕНЩИНА ДЕЛОВОЙ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Я ЭТОГО НЕ ДОПУЩУ»

Александр Розенбаум. Фантастическая популярность второй половины 80-х преобразовалась в постоянную любовь одних и столь же постоянное неприятие других...

Автор: Ирина Карпинос

Александр Розенбаум. Фантастическая популярность второй половины 80-х преобразовалась в постоянную любовь одних и столь же постоянное неприятие других. Как говорит он сам, слава Богу, мода на него прошла, но остались миллионы слушателей. Розенбаум часто бывает в Киеве на гастролях, привозя каждый год десятки новых песен. С ним можно до бесконечности говорить о его творчестве и о проблемах бытия, но на сей раз я попросила его в виде исключения забыть о политике, экономике, прочих скучных вещах и побеседовать о современной женщине.

- Саша, скажи, как ты вообще относишься к понятию «деловая женщина»?

- Деловая женщина - это уже целая номенклатурная единица, по крайней мере, в нашем обществе. Я считаю, что деловая женщина, приносящая большую пользу обществу, как правило, несчастна в личной жизни. И это естественно, потому что любое дело, медицина это или проституция, отнимает огромное количество времени и сил, которых не остается на семью. Поэтому, прежде чем избрать деловую стезю, нужно подумать, как ты будешь общаться со своей семьей. Это не значит, что я противник деловой женщины, но моя женщина деловой быть не может - это исключено. Я этого просто не допущу, хотя я не домостроевец. Женщина, я считаю, в идеальном варианте, обязательно должна трудиться для того, чтобы получать удовольствие от общения с коллегами по работе и как-то отвлекаться от дома, проявляя себя не только у плиты и в воспитании детей. Но такая работа должна отнимать у женщины максимум четыре часа в день, и обязательно, чтобы ей это было в удовольствие. Жаклин Кеннеди, например, обустраивала Белый Дом. Она ездила по всему миру и искала какую-нибудь статуэточку для Белого Дома и в этом находила удовольствие - такова была ее работа. Другой человек, допустим, оперирует в течение двух-четырех часов. Но с хирургией, конечно, вопрос сложный потому что практически невозможно обходиться двумя-четырьмя часами.

- Какие занятия, на твой взгляд, женщине противопоказаны?

- Абсолютно противопоказан бокс, самбо, дзюдо и прочие каратэ, а также всяческие культуристические утехи. Как только женщина начинает бить морду другой женщине, она для меня перестает быть женщиной абсолютно, чем бы она не прикрывалась - что это не травматично, помогает ей в личном плане и так далее...

- А если она бьет морду мужчине?

- Женщина била морду мужчине издревле одним способом: рукой по щеке. Это было ее единственное право, вполне заслуженное и вполне для нее удобоваримое. Если она будет бить мужчину классически поставленным апперкотом, я думаю, что ни мужчине, ни женщине от этого не будет легче.

- Но ты сказал, что деловая женщина, как правило, несчастна в личной жизни. Как ты думаешь, в чем причины этого явления?

- А это у всех по-разному. Я думаю, что одна из причин кроется в советском обществе, хотя я не сторонник мысли, что славянского человека испортила советская власть. Ничего подобного! Он при Ярославе Мудром, при Иване Грозном и при Иосифе Кровавом был одинаков. Но советская власть добавила кое-что отрицательное, и в том числе, эмансипацию. Поэтому у очень многих советских женщин была изначально мысль добиться высот на производстве, в стахановском движении или в научной работе. В данном случае это не характерно для мировой практики, но у советской женщины причиной такого мировоззрения было воспитание, убеждение, что нужно достичь высот, хотя женщине можно совершенно спокойно достичь высот по-другому. Конечно, в нашем обществе одной из основных причин неудовлетворенности личной жизнью у женщин часто бывает то, что муж не в состоянии обеспечить семью, но в этом вопросе надо уходить в политику и экономику - мне бы этого не хотелось. Я считаю, что изначально женщина не может быть в личной жизни несчастна...

- Ты знаешь, я с тобой здесь не соглашусь. Очень часто красивая умная женщина несчастлива из-за мужского непонимания и нежелания оценить ее по достоинству.

- Ты со мной полемизируешь или берешь интервью? Я же сказал, что мы уйдем в политику и экономику, если будем обсуждать причины, которые не дают мужчине раскрыться в танце по отношению к женщине. Но каждая женщина всегда имеет возможность за редким исключением (открестись от личного), найти себе пару. Понимаешь? Человек, трущийся у пивного ларька, всегда найдет себе такого же мужика у пивного ларька, а человек, интересующийся китайской семантикой, тоже найдет похожего на него - утка утку всегда находит. За редким исключением. Но то, что мужики виноваты в том, что нет женщин, и наоборот - это действительно так, на эту тему есть хорошее четверостишие у одного автора: Мужчины говорят, нас стало меньше, По пальцам можно всех пересчитать. Ну, что ж, мы умираем раньше женщин, но женщин тоже нужно поискать. Поэтому здесь все достаточно уравновешено. И мужчины, и женщины одинаково виновны друг перед другом. А если брать основного виноватого, то это, конечно, государство. Мы в любом случае опять будем упираться в политику.

- Тогда у меня к тебе вопрос, который не касается политики. Природа так создала женщину, что в ее жизни главную роль играет любовь. А это чувство иррациональное. Поэтому утверждение насчет уток, которые всегда находят друг друга, здесь не совсем подходит...

- Ну, я утрирую, конечно. Мы же не будем переходить на личности...

- А в твоей жизни какую роль играет любовь?

- В моей жизни она играет конкретную любовную роль и не более того. Я всегда говорю, что любовь - это замечательно, но понятие это очень сложное и слово это очень ответственное. Из меня выжать признание в любви практически невозможно. И в тех редких случаях, когда я говорю женщине о любви, она должна понимать, насколько это исключительная ситуация для меня. Иногда мне кажется, что любовь играет в моей жизни большую роль, а иногда оглядываюсь - вроде никакой любви в моей жизни нет. Не знаю, я в этом отношении - неординарный человек. Да, у меня, как у каждого, была первая любовь, чтоб стала настоящею вторая, и так далее... А вообще это очень трепетная
тема...

- А когда ее нет, тебе отсутствие любви не мешает ощутить полноту жизни?

- Нет, не мешает. И потом в моем возрасте, с одной стороны, молодом, а с другой стороны, не очень молодом, меня уже не интересует любовь как спорт.

- Но я же не об этом...

- Я понимаю, что ты о другом... Но если говорить о чувстве высоком и благородном, я не очень верю, что это чувство несется так трепетно основной подавляющей массой человечества. Да, бывают индивидуумы, которые
сохраняют ромео-джульеттские отношения до 80 лет, но это исключительные случаи в жизни, а в основном любовь переходит, может быть, в ровную дружбу с уважением или в физиологическую привязанность - именно это тело нужно и больше никакого. Любовь может переходить в общую заботу о ребенке, об общем благосостоянии, благополучии и покое - разные формы есть. Но только любить и всю жизнь держаться за ручки - такое крайне редко встречается. И я не знаю, завидовать этому или нет...

- Хорошо, о любви вполне достаточно. Скажи, ты себя считаешь мягким или жестким человеком?

- Я - как папье-маше: сверху жесткий, внутри - мягкий, хотя жизненная борьба меня достаточно ожесточила. С приятными мне людьми я - мягкий человек по-прежнему.

- Если бы тебе пришлось отсюда уехать, какую страну ты бы выбрал?

- Только Соединенные Штаты. I am American man.

- Твоя дочка закончила школу в этом году. Чем она занимается?

- Поступила на 1 курс иняза, в Педагогический университет имени Герцена в Ленинграде.

- Как наше время воздействует на людей творческих профессий?

- Время очень сложное, с точки зрения морали - просто омерзительное. Но для людей творческих профессий открывается колоссальное количество возможностей реализовать себя. Я думаю, что сетуют на время только слабаки и так называемые непризнанные гении, которые в любые времена никому не нужны.

- Чем ты сейчас занимаешься, помимо концертной деятельности?

- Записал два новых диска. «Горячая десятка» и «Вялотекущая шизофрения». Снялся в часовом фильме у прекрасного режиссера Евгения Гинзбурга, племянника Галича. Мы с ним просто влюбились друг в друга, как художники, разумеется. В дальнейшем он предложил мне сыграть одну из главных ролей в его фильме «Трехгрошовая опера» по Брехту. Я и раньше много работал, а теперь, после того, что завязал с любимой игрой славянского народа - алкоголизмом, все высвобожденное время от зеленого змия посвящаю творчеству.

- О чем твоя пластинка «Вялотекущая шизофрения»?

- О нашем больном обществе. Я написал ее, как врач-психиатр, который живет в ординаторской. Пластинка гитарная, без других инструментов, в ней нет ни одного шлягера - это я сделал сознательно.

- На что ты надеешься в своей жизни, когда тебе плохо?

- Только на самого себя.