UA / RU
Поддержать ZN.ua

Акценты истории скрыты в музыке

Любите ли вы Шопена? Бесспорно, среди польских композиторов Фредерик Шопен на первом месте. А вот вторым после него по силе таланта, весомости музыкального наследия в Польше считается Кароль Шимановский...

Автор: Светлана Орел

Любите ли вы Шопена? Бесспорно, среди польских композиторов Фредерик Шопен на первом месте. А вот вторым после него по силе таланта, весомости музыкального наследия в Польше считается Кароль Шимановский. Намного менее известный в мире, он должен быть особенно интересен нам, поскольку родился в Украине, здесь прожил две трети жизни, написал большую часть произведений, в частности симфонических, камерно-вокальных и инструментальных.

Семья Шимановских тесно связана с нашим краем, старым Елисаветградом, который был в свое время культурным центром для всей округи. Неподалеку в Тимошовке (ныне Черкасская область) и родился будущий композитор. Образование Кароль получил в знаменитом Елисаветградском реальном училище, где в свое время учились и Александр Тарковский, и братья Тобилевичи, и Евгений Чикаленко, а позже Евгений Маланюк, Юрий Яновский. Кароль не посещал ежедневных занятий из-за слабого здоровья, у него были домашние учителя, а в городе только сдавал экзамены.

Параллельно он учился в не менее знаменитой Елисавет­градской частной музыкальной школе Густава Нейгауза, жена которого Марта, урожденная Блюменфельд, была племянницей Феликса Шимановского — деда композитора. Кароль с детства дружил с Генрихом Нейгаузом, будущим всемирно известным пианистом и педагогом. Эта дружба еще больше окрепла после того, как Шимановские, продав имение в Орлиной Балке, приобрели в Елисаветграде два дома, неподалеку от жилища Нейгаузов. Кстати, Орлиная Балка, которая сейчас входит в пределы села Петрово близ города Знаменка, тесно связана с именем известного украинского композитора Николая Лысенко. Исследователи предполагают, что Николай Витальевич слышал и одобрил музыкальные упражнения юного Кароля.

Творчество, общение, семейная идиллия были разрушены в
1917-м. Имение в Тимошовке сгорело, и зимний дом в Елисаветграде становится единственным пристанищем Шимановских. В исследовании, написанном к 80-летию Кароля Шимановского (а этой осенью отмечается его 125-летие), музыковед Игорь Блажков подчеркивает, что композитор очень мучительно воспринимал события тех лет. И уничтожение Тимошовки, и «заключение» в Елисаветграде, окруженном войной и разрухой, страшно угнетали его.

В то же время этот короткий период (в конце 1919-го Шима­новские выехали в Варшаву) был очень плодотворным для концертной и просветительской деятельности. Еще в 1917 году Кароль познакомился с Виктором Гольдфельдом. Вместе с этим замечательным скрипачом Кароль работал над обработками для скрипки и фортепиано «Каприсов» Паганини. Концерты проходили в помещении окружного суда, тогдашний председатель которого Комиссаржевский был большим почитателем музыки.

Весной 1919-го в городе начал работать отдел народного образования, а при нем — подотдел искусств, музыкальной секцией которого занимались Кароль Шимановский и Генрих Нейгауз. В то голодное и холодное время в городе бурлила художественная жизнь. Впервые в Елисаветграде был создан симфонический оркестр, который уже в апреле дал первый концерт. Проводились массовые музыкальные мероприятия, открывались художественные учебные заведения, читалось много просветительских лекций. В городе поставили десять опер, для чего создали хор, в котором пели и сестры Шимановского. Руководил им известный в то время маэстро Сергей Пузенкин.

Активную художественную жизнь города прервала очередная смена власти. Шимановские выезжали из Елисаветграда в Варшаву, имея намерение вернуться, но жизнь и история сложились иначе.

Длительное время имя Кароля Шимановского в нашем городе если и упоминалось, то речь не шла ни об увековечении его памяти (он умер в 1937 году в Польше), ни об исследовании творчества. Что и понятно — эмигрант, буржуазный националист. Хотя и польский.

По-настоящему композитор начал возвращаться в родной город в середине 80-х, когда местная интеллигенция поставила вопрос о создании музея музыкальной культуры имени Кароля Шимановского. Официально музей был открыт в 1991 году. Через два года это учреждение при поддержке Союза композиторов Украины впервые в нашем городе провело международную (участие приняли ученые из Польши и России) научную конференцию «Кароль Шимановский и Украина». Материалы конференции, изданные отдельным сборником, стали интересным исследовательским материалом, проливающим свет на многие белые пятна в жизни и творчестве композитора. За год до этого в Кировограде прошел фестиваль музыки Кароля Шимановского, и его произведения зазвучали в нашем крае в полную силу.

В этом году состоялась научная конференция «Польская семья в Украине», посвященная юбилею композитора, где речь шла, конечно же, и о семье Шимановских.

В 1997-м на учредительном собрании объединения поляков Кировоградщины «Полония» было принято решение присвоить обществу имя выдающегося польского композитора. С того времени «Полония» периодически проводит музыкальный фестиваль имени Кароля Шимановского, правда, он не приобрел такой размах и популярность, как например, «Нейгаузовские музыкальные встречи». Александр По­лячок, председатель объединения «Полония», объясняет это тем, что к проведению последнего присоединились Министерство культуры Украины и местная власть, фестиваль же имени Кароля Шимановского проводится силами общественной организации. Возможно, это тот случай, когда эти мероприятия и усилия стоит объединить?

А какова же судьба дома Шимановских? Именно там по праву должен был бы разместиться музей музыкальной культуры имени Кароля Шимановского, который сегодня теснится в небольшом помещении музыкальной школы №1 имени Генриха Нейгауза (здесь же рядом — комната памяти Нейгауза).

Дом простоял до начала 80-х годов, кое-как используемый советской властью. Потом эксперты определили, что здание не подлежит реставрации. Тогдашняя городская власть решила разобрать мемориальный дом и восстановить его в виде точной копии. Однако строительство велось очень медленно и в конце 90-х было вообще приостановлено. Уже не первый год при посредничестве «Полонии» ведутся переговоры между Кировоградским горисполкомом и обществом Wspolnota Polska, Министерством культуры Польши о восстановлении дома. Польская сторона прислала в Кировоград свой проект, который предусматривает полное завершение работ за счет польского бюджета. Но чтобы проанализировать его, дать аргументированный ответ партнерам и согласовать с ними спорные моменты, у местного руководства из-за политических споров никак руки не доходят. Даже в юбилейный для композитора год.

Камнем преткновения для многих исследователей и поклонников творчества Шимановского остается его отношение к Украине. Ни в одном его произведении не прослеживается влияние украинских мелодий (это в определенной мере объясняется тогдашними тенденциями в музыкальном искусстве, диктовавшем отход от фольклористики), среди его связей в нашем крае фактически нет деятелей украинского движения.

Своеобразным открытием для меня стало упоминание, что отец Кароля Станислав старался не принимать в своем доме русских. Эта деталь станет понятнее для современников, если учесть тогдашнее подневольное состояние Польши и страстное стремление ее интеллигенции к независимости своей родины. Каролю, воспитанному в традициях своей семьи и польской нации, не суждено было прочувствовать душой такую же боль за родину тогдашнего украинства. Но история расставила свои акценты, нам же нужно только прислушиваться к ним и достойно ценить, как надлежит цивилизованной нации, то, что к нашему краю причастен основоположник польской композиторской школы ХХ века Кароль Шимановский.