UA / RU
Поддержать ZN.ua

АГЕНТЫ АБВЕРА ПЕРЕД ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛОМ США

13 июня 1942 года на пляже вблизи Амангасетта, в Лонг-Айленде, Нью-Йорке, из подводной лодки десантировались четверо...

13 июня 1942 года на пляже вблизи Амангасетта, в Лонг-Айленде, Нью-Йорке, из подводной лодки десантировались четверо. Они были одеты в военную форму и вынесли на берег достаточно взрывчатки, капсюлей и зажигательных веществ, чтобы на протяжении двух лет осуществлять акции саботажа в американской оборонной промышленности. 17 июня 1941-го подобная группа, оснащенная всем необходимым для подрыва американской промышленности, высадилась в Понте Ведра-бич вблизи Джексонвилля, во Флориде.

Шпионский набор времен Второй мировой войны
«Ручки» и «карандаши» замедленного действия в готовом виде
Капсулы, содержащие серную кислоту, в защитной резиновой трубке
Джон Керлинг, Вернер Тиль, Герберт Ганс Гаупт,
Джордж Джон Дэш, Эрнест Питер Бергер, Хайнрих Харм Хайнк, Ричард Квирин

Эти вторжения преследовали цель нанесения Германией мощного удара с тем, чтобы победить врага, уничтожив потенциал США по производству жизненно важной боевой техники и ее транспортировки на поля битв в Европе, вызвав страх у гражданского населения и сломив решимость Соединенных Штатов.

27 июня 1942 года все восемь диверсантов были арестованы. Не осуществив ни единой подрывной акции, они предстали перед военной комиссией и были признаны виновными. Один из них был осужден к пожизненному заключению, другой — к 30 годам тюрьмы, шестеро приговорены к казни.

О больших надеждах, которые возлагали на диверсантов нацисты, можно судить по тому, что кроме большого количества доставленных на берег материалов, они получили 175.200 долларов США. Поймав их, ФБР изъяло 174.588 долларов. За две недели подготовленные диверсанты успели растратить 612 долларов на одежду, еду, жилье, поездки, а также 260 долларов на взятку.

Германская разведка была настолько шокирована, что никогда впредь не предпринимала попыток подобной подрывной акции.

1 сентября 1939 года, вторгнувшись в Польшу, нацистская Германия развязала в Европе Вторую мировую войну. Соединенные Штаты сохраняли нейтралитет, пока не были втянуты в мировой конфликт вследствие нападения Японии 7 декабря 1941 года на Пирл-Харбор. Соединенные Штаты объявили Японии войну 8 декабря, а 11 декабря Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам.

В первые месяцы войны главным американским вкладом в противостояние нацистской военной машине было промышленное производство, поставки оружия тем, кто активно защищался против германских вооруженных сил. Возможно, сам Гитлер отдал приказ приложить серьезные усилия к тому, чтобы парализовать промышленное производство Америки. Для достижения этой цели немецкая разведка полагалась главным образом на саботаж. Активное участие в осуществлении проекта принимал лейтенант Вальтер Каппе из абвера-2, который накануне войны несколько лет жил в Соединенных Штатах. Официально Каппе представлял немецкий институт по связям с заграницей, который перед войной был орудием вербовки немцев зарубежья в национал-социалистическую рабочую (нацистскую) партию Германии, а во время военного конфликта поддерживал контакты с теми, кто возвратился в Германию из-за границы.

В начале 1941 года Каппе установил связь с лицами, на которых было возложено выполнение диверсионной задачи в США. Большинство потенциальных диверсантов работали на гражданской службе, двоих завербовали в немецкой армии.

«Практикантам» (их было около двенадцати) рассказали, в чем состоит их миссия, лишь после того, как они поступили в школу диверсантов вблизи Берлина. Там их научили пользоваться зажигательными веществами, взрывчаткой, механизмами замедленного действия, тайнописью, готовить легенды на основе американских данных. Интенсивная тренировка включала практическое использование технических средств в реальных условиях. Для поиска целей и мест в Америке, где можно наиболее эффективно уничтожать железные дороги, стратегические предприятия, важные каналы, водные пути и шлюзы, использовались карты. Все инструкции необходимо было запомнить.

26 мая 1942 года группа в составе четырех диверсантов отплыла на подводной лодке с немецкой базы в Лорьене (Франция), а 28 мая с той же базы отчалила следующая группа. Диверсанты должны были высадиться на Атлантическом побережье Соединенных Штатов. Где именно, было известно лишь командирам групп.

Группа 39-летнего Джорджа Джона Дэша, в которую входили 36-летний Эрнест Питер Бергер, 35-летний Хайнрих Харм Хайнк и 34-летний Ричард Квирин, высадилась в Нью-Йорке приблизительно в 12.10 дня 13 июня 1942 года. 17 июня 1942 года во Флориде высадилась другая группа. Ее командиром был 33-летний Эдвард Джон Керлинг. В составе — 35-летний Вернер Тиль, 32-летний Герман Отто Нойбауэр и 22-летний Ганс Гаупт Герберт. Члены обеих групп были полностью или частично обмундированы в немецкую униформу, чтобы в том случае, если их поймают на месте высадки, к ним отнеслись не как к шпионам, а как к военнопленным.

Им удалось высадиться незамеченными. Диверсанты быстро сняли военную форму и закопали ее вместе с подрывными материалами, которые намерены были позже забрать. Флоридская группа отправилась в Джексонвилль, затем поездом в Цинциннати. Двое поехали в Чикаго, двое других — в Нью-Йорк.

Лонг-айлендской группе не повезло. Только они закопали оснащение и военную форму (а один из диверсантов был еще в плавках), как к берегу приблизился патруль береговой охраны. Эти типы вызвали большое подозрение, тем более что предложили взятку на том условии, чтобы о встрече с ними забыли. Патруль для видимости не отказался от взятки, а сам быстро сообщил об инциденте в штаб-квартиру. Но пока определили место инцидента, диверсанты добрались до железнодорожной станции и отправились поездом в Нью-Йорк.

Решительность Дэша служить фатерланду пошатнулась. 14 июня 1942 года под именем Пасториус он позвонил в нью-йоркский офис ФБР. Сообщил, что прибыл недавно из Германии и что перезвонит в штаб-квартиру ФБР на следующей неделе из Вашингтона, округ Колумбия. В пятницу утром, 19 июня, в ФБР действительно прозвучал телефонный звонок из вашингтонского отеля. Дэш сослался на прежний звонок и проинформировал, где находится сейчас. Его арестовали и на протяжении нескольких следующих дней основательно допросили. Он назвал имена других диверсантов, возможное местопребывание некоторых из них и данные, которые помогут быстро их арестовать. Трех членов лонг-айлендской группы арестовали 20 июня в Нью-Йорке. Членов флоридской группы Керлинга и Тиля арестовали 23 июня в Нью-Йорке, а Нойбауэра и Гаупта — 27 июня в Чикаго.

Восьмерка предстала перед военной комиссией в составе семи офицеров армии США, назначенных президентом Рузвельтом. Процесс продолжался с 8 июля до 4 августа 1942 года в здании министерства юстиции в Вашингтоне, округ Колумбия. Обвинение представляли министр юстиции Фрэнсис Биддл и армейский судья генерал-майор Мирон Крамер, защиту — полковник Кеннет Роялл (будущий министр обороны при президенте Трумэне) и майор Лозин Стоун (сын Гарлана Фиска Стоуна — главного судьи Верховного суда США).

Всех восьмерых признали виновными, им вынесли смертные приговоры. Министр юстиции Биддл и директор ФБР Эдгар Гувер обратились с апелляцией к президенту Рузвельту, чтобы тот смягчил приговор Дэшу и Бергеру. После этого Дэша приговорили к 30-летнему, а Бергера — к пожизненному заключению. Обоим предстояло отбывать срок в федеральной тюрьме. Остальных шестерых казнили 8 августа 1942 года на электрическом стуле в тюрьме округа Колумбия.

Допросы немецких военных и изучение документов после Второй мировой войны подтвердили, что Германия больше не предпринимала попыток высадить в Америке диверсантов с подводных лодок. Единственное исключение — высадка в конце 1944 года с немецкой субмарины двух шпионов — Уильяма Кертиса Коулпофа и Эриха Гимпела на побережье штата Мэн. Это была отчаянная попытка раздобыть информацию. Их также арестовали прежде, чем они приступили к выполнению задания.

В апреле 1947 года президент Трумэн издал указ о помиловании Дэша и Бергера на условии их депортации. Их вывезли в немецкую оккупационную зону в Германии и в конце концов освободили.

Хотя в период Второй мировой войны ФБР расследовало много дел по подозрению в саботаже, ни в одном из них не был обнаружен вражеский след. Каждая подозрительная акция оказывалась следствием вандализма, проявлением чувства недовольства, обиды, стремления избавиться от скуки, интересом детей «к тому, что произойдет» или объяснялась иными личными мотивами самих американцев.

(По материалам ФБР)