UA / RU
Поддержать ZN.ua

А в Сан-Франциско — конференция по счастью

На американском фондовом рынке сплошные перепады, банки — в красной зоне, безработица стремительно растет, а люди, выгнанные из домов за неуплату ипотеки, довершают картину...

На американском фондовом рынке сплошные перепады, банки — в красной зоне, безработица стремительно растет, а люди, выгнанные из домов за неуплату ипотеки, довершают картину. Можно ли найти лучшее время для дискуссии о счастье? — спрашивает журналистка The International Herald Tribune Патрисиа Лей Браун.

Первая в США конференция под названием «Счастье и его причины» была запланирована еще до всех кризисов. В Сан-Фран­циско — городе, обычно переполненном дофамином, гормоном счастья, собралась пестрая компания ученых, философов, врачей, психологов, завсегдатаев Интернета и тибетских буддистов. По мнению журналистки, форум напоминал какую-то смесь философских диспутов Аристотеля и популярного на американском телевидении ток-шоу Опры. Во время обсуждения столкнулись такие люди, как Пол Экман, психолог, известный открытием, что «микровыражения» лица отображают чувства, и Роберт Саполски, биолог из Стэн­фордского университета. Рассматривались темы «Сострадание и стремление к счастью», «Почему зебры не расстраиваются?» и т. п.

Сам по себе факт конференции отображает бум в «индустрии» счастья — в последние годы значительно выросло количество книг, научных работ и университетских курсов на эту тему. Первая «встреча по счастью» прошла в 2006 году в Сиднее, а уже вторую, в прошлом году, посетил далай-лама.

Деньги, полученные от взносов на участие в этой двухдневной конференции (545 долларов с человека), пойдут на помощь благотворительной организации, проповедующей буддизм тюремным заключенным.

Тема денег обсуждалась и на конференции. Как показывает все большее число иссле­дований, деньги еще не означают счастья. На­при­мер, инуиты в северной Гренландии и масаи в Кении не менее счастливы, чем самые богатые американцы из списка Forbes 400.

Ученые рассказывали о своих новых достижениях. Так, сравнительно новая область, бихевиористская нейрогенетика, исследует ряд генов, ответственных за депрессию, беспокойство, возникновение зависимостей и желание новых ощущений. Однако, по словам Роберта Саполски, дело не в самих генах, а в сочетании генетической предрасположенности и воздействия окружающей среды, особенно в детстве.

Примечательно, что среди гостей была вице-президент одной из американских компаний, занимающихся ипотекой. Имя свое она назвать отказалась, но призналась, что приехала на конференцию узнать, как поднять настроение сотрудников после увольне­ния 500 их коллег и уведомления оставшихся о сокращении бонусов вдвое. Она также заявила, что западное общество слишком зациклено на постоянном поиске виноватых. На­пример, по ее мнению, ипотечные компании несправедливо обвиняют в том, что они способствовали развитию нынешнего кризиса.

В Калифорнии бизнес по «продаже счастья» процветает. Во время перерывов участникам предлагались книги, которые гарантируют счастье через три месяца…

Тем не менее, несколько «отступников» на конференции выдвинули предположение, что значение счастья преувеличено. «В наши дни повсюду люди несчастны из-за того, что у них нет счастья, — заявил профессор Дарин Макмахон, — а на самом деле мы не можем и не должны постоянно чувствовать себя хорошо». Как бы то ни было, замечает Патрисиа Лей Браун, США смогли сплотиться вокруг оптимистического слогана «Да, мы можем» (предвыборный лозунг Обамы).

International Herald Tribune