UA / RU
Поддержать ZN.ua

...а в ответ — тишина

Динамичное развитие отечественного туризма невозможно без сильных профессиональных общественных организаций...

Автор: Сергей Захарин

Динамичное развитие отечественного туризма невозможно без сильных профессиональных общественных организаций. Хотя бы потому, что на работу туркомпании оказывают влияние как минимум два десятка министерств и ведомств, не считая посольств и консульств зарубежных государств. Следовательно, туристическому бизнесу нужны профессиональные защитники его интересов, причем на всех уровнях, включая наличие правительственного и парламентского лобби.

До сих пор туристические чиновники не имеют единого мнения даже по принципиальным вопросам. По сей день не утихают дискуссии о том, нужно ли разделение компаний на туроператоров и турагентов, нужно ли лицензировать деятельность агента-посредника, должны ли все операторы иметь одинаковый размер финансовой ответственности? А что же туристическая общественность? Увы, она заняла позицию пассивного созерцателя этого вялотекущего процесса.

В приватных беседах многие туроператоры высказывают недовольство работой существующих профессиональных общественных организаций, утверждая, что те или иные объединения создаются под кого-то. Подобное недовольство проявляется в первую очередь в том, что значительная часть туркомпаний не состоит ни в одной туристической общественной организации, считая эту деятельность неэффективной, и даже бесполезной. Радикально настроенные турбизнесмены и вовсе доказывают, что руководители общественных организаций нередко направляют все свои усилия на решение узкокорпоративных или даже личных проблем.

Действительно, по субъективным наблюдениям, общественные организации в сфере туризма, скажем так, бойцовскими качествами не отличаются. Вот, к примеру, помнится случай, когда накануне «высокого» сезона «Укрзалізниця» ни с того ни с сего неожиданно отказалась продавать групповые билеты на ужгородские поезда, предложив туроператорам арендовать вагоны (а за это «удовольствие» надо платить втрое дороже, чем при обычной покупке билетов). Ни одна (!) общественная организация не провела тогда не то что громкой акции протеста — ни одной пресс-конференции, не разослала ни одного пресс-релиза. Все негодование туристического рынка выразилось в нескольких разрозненных комментариях директоров туристических фирм, организовывающих автобусные туры по Европе. А вот ответный комментарий руководства «Укрзалізниці» — мол, мы никаких нарушений не допускаем — демонстрировался по нескольким центральным телеканалам…

Подписание соглашения с Евросоюзом по упрощению порядка выдачи виз украинским гражданам, эффективное лоббирование Украины в качестве претендента на проведение финальной части чемпионата Европы по футболу в 2012 году, указ президента от 21 февраля 2007 года «О мерах по развитию туризма и курортов в Украине» — все это состоялось не благодаря туристическим общественным организациям, а при, повторюсь, их пассивном созерцании. Не последовало никакой заметной реакции наших туристических общественников и по поводу других значимых событий — идет ли речь о резком (и необоснованном!) подорожании авиационного топлива или об откровенно спорном законопроекте, корректирующем нынешнюю редакцию Закона «О туризме».

Ни одна отечественная общественная организация в сфере туризма до сих пор не имеет в своей структуре пресс-службы и отдела по связям со СМИ. Это означает, что контакты этих организаций с журналистами являются несистемными и носят, скорее, фрагментарный характер.

Сегодня в туристической сфере Украины работает не менее 200 профессиональных общественных организаций — начиная от всеукраинских и заканчивая кластерными. Чтобы прояснить ситуацию, в конце прошлого года автор этих строк разослал запросы в адрес двух десятков ведущих профессиональных туристических общественных организаций Украины. Предложил руководителям профессиональных объединений рассказать о своей работе: что делали, к чему это привело, что планируете сделать, состав руководства, бюджет организации?.. К слову, в ст.6 Закона Украины «Об объединениях граждан» записано, что эти самые объединения действуют гласно и обязаны регулярно обнародовать информацию об источниках финансирования своей деятельности.

Пришел всего... один ответ. Еще два руководителя общественных организаций автору этих строк позвонили. Один из них заметил, что редакционный запрос похож на прокурорский, а другой предложил посетить сайт организации — мол, там все есть. Зайдя на этот сайт, я понял, что ответов на поставленные вопросы там найти невозможно.

Кстати, о сайтах. Большинство общественных организаций их не имеют. Имеющие же грешат тем, что их хронически не обновляют.

Безусловно, есть и позитивные примеры, когда общественным организациям удавалось решить какие-то наболевшие вопросы. К примеру, при активной позиции Союза содействия развитию сельского (зеленого) туризма разработан законопроект «О сельском (зеленом) туризме», который сейчас находится на рассмотрении в парламенте. Документ предусматривает правовые нормы, реализация которых позволит оказать дейст­венную поддержку приватным усадьбам, принимающим туристов и стремящимся развиваться. Не будем сейчас давать оценку законопроекту, а также рассуждать, нужен он вообще или нет. Здесь важен сам факт: общественная организация делает хоть что-то для развития «своего» сегмента. Кроме того, Союз активно организовывает выставки-ярмарки и пресс-туры, сотрудничает со СМИ, поддерживает сайт.

Нельзя не сказать хотя бы несколько слов и о Туристической ассоциации Украины. Ее активисты — люди опытные, знающие и по-настоящему профессиональные — также регулярно общаются с представителями СМИ, на всех уровнях активно отстаивают интересы тех, кто работает в самых сложных сегментах туризма — внутреннем и въездном, организовывают резонансные общественные слушания по самым наболевшим вопросам.

Необходимо отметить и работу Всеукраинской молодежной хостел-ассоциации, которая грамотно и системно продвигает демократичные молодежные гостиницы — хостелы, а также эффективно выстраивает отношения с государственными, бизнесовыми и неправительственными организациями. Скажем, удачным был проект проведения выставки молодежного туризма, одним из организаторов которой выступила ассоциация. Интересно, что финансовую поддержку на проведение выставки нашли не в стенах «родного», казалось бы, Министерства культуры и туризма, а у Министерства по делам молодежи, семьи и спорта.

Не могу не отметить и профильное общественное объединение — Ассоциацию журналистов «Туристичний прес-клуб України». Членами ассоциации являются журналисты ведущих СМИ, которые освещают проблемы и перспективы развития отечественной индустрии гостеприимства. В 2007 году эта общественная организация реализовала ряд заметных проектов: провела II Фестиваль туристической журналистики, III конкурс «Украинский туризм глазами украинской прессы», организовала свыше десятка пресс-туров по стране для отечественных и иностранных журналистов, а также несколько пресс-конференций по актуальным вопросам развития отрасли.

Понятно, что далеко не все общественные организации созданы с целью влиять на глобальные процессы. Некоторые из них — обычные консолидаторы, занимающиеся продвижением туристического продукта и обеспечением участия своих членов в специализированных выставках. Есть, к примеру, в Хмельницкой области красивый поселок Грыцив. Интересен он тем, что многие селяне успешно занимаются новым бизнесом — зеленым туризмом. И для того чтобы продвигать свой бренд, получать методическую помощь от отечественных и иностранных структур, селяне создали свою кластерную организацию — местного, так сказать, масштаба. Конечно, нельзя рассчитывать, что активисты этой организации будут проводить громкие пресс-конференции и лоббировать принятие злободневных законопроектов. Однако согласитесь, даже такие организации должны заявлять о себе, — ведь они, в конце концов, продвигают отечественный туристический продукт! Грыцивские активисты и на этом поприще работают успешно. Успешнее, кстати, чем некоторые всеукраинские организации…