UA / RU
Поддержать ZN.ua

«А НУ, СЕЙЧАС ЖЕ МАРШ В КРОВАТЬ!»

«Я ненавижу слово «спать», Я ёжусь каждый раз, Когда я слышу «Марш в кровать! Уже десятый час!» Так ...

Автор: Татьяна Галковская

«Я ненавижу слово «спать»,

Я ёжусь каждый раз,

Когда я слышу

«Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Так писал в свое время незабвенный автор гимна Советского Союза, по-видимому, также страдавший в детстве от родительского «деспотизма». За долгие годы проблема укладывания детей спать нисколько не потеряла актуальности. Редко в какой семье ребенок сознательно, без всяких уговоров укладывается в постель в положенное время. Как же быть?

Еще «дедушка» Спок советовал: процедура отхода ко сну должна быть приятной. Готовить ко сну ребенка нужно весело, но непреклонно, чтобы он не допускал мысли о другой вечерней «программе». Хорошо, полагает Спок, если родители изредка дают себя уговорить и положить его спать попозже — например, в Новый год. В обычные же дни надо придерживаться раз и навсегда заведенного распорядка. Маленькие дети хорошо успокаиваются, если отходу ко сну предшествует определенный ритуал: скажем, вначале укладывают спать медведя, потом куклу, а потом мама укладывает в кроватку самого малыша, целует его на ночь, выключает свет и уходит. Все это нужно проделывать не спеша, процедура отхода ко сну должна быть очень мирной.

Однако многие родители, послушав подобные советы, могут лишь скептически ухмыльнуться. На практике благие намерения нередко превращаются в ежевечерний кошмар. У меня он длился примерно час-полтора, перемежаясь шлепками и поцелуями. Почему-то именно перед сном у детей наступал пик активности, и они, еще полчаса назад мирно игравшие машинками или конструктором, начинали носиться по квартире как угорелые под боевые кличи апачей и стрельбу из пистолетов. Все мои мирные попытки их успокоить и уложить спать воспринимались превратно: дети полагали, что коль я их не ругаю, значит, одобряю, и потому практически не реагировали. В течение получаса я тщетно отлавливала то одного, то другого. Наконец, удавалось их умыть, переодеть и запихнуть в постель. Ух! Наконец можно спокойно почитать книжку. Но не тут-то было. Начинались хождения в туалет, тихие разговоры и даже пение, а также просьбы «попить водички». Потихоньку я «закипала» и после очередного куплета влетала в комнату с криком: «Еще один звук — пощады не ждите!» Меня, разумеется, никто особо не боялся, но все же пение и разговоры стихали и детки погружались в сон.

Чем больше я читала соответствующую педагогическую литературу, тем больше впадала в отчаяние. «Приготовления ко сну, — отмечает канадский психолог Барбара Колорозо, — формируют у ребенка психическое и физическое здоровье, что в целом дает личности независимость и является основой здорового образа жизни». Само время укладывания в постель, полагает психолог, может стать долгожданным и волшебным из-за чтения или пересказа сказок и историй. Перед сном можно рассказывать не только сказки, но и посвящать детей в историю семьи, страны, планеты, обсуждать накопившиеся за день проблемы. Я тоже старалась с детьми по возможности читать книжки и обсуждать проблемы, но почему-то именно после сидения за книжкой им больше всего хотелось побегать.

Секрет раскрыл муж. Как-то я уехала в командировку и попросила свекровь на время моего отсутствия пожить у нас. Вот ей, как ни странно, удавалось укладывать моих мальчишек вовремя и без лишнего шума.

— Я специально наблюдал, — пояснил муж. — Ты все время предоставляешь их самим себе. Даже когда читаешь им книжку, все норовишь сделать это побыстрее и заняться своими делами. Мама же у нас не загружена и потому весь вечер занята только ими. Вместе со старшим делает уроки, с младшим строит из конструктора дом, потом читает им обоим книжку. При этом видно, что ей самой все это очень интересно. Кроме того, она не дергается, не повышает голос. Когда видит, что они начинают перевозбуждаться, выключает телевизор и яркий свет, а когда переодевает их и укладывает спать, все время как бы приговаривает-рассказывает о том, что им приснится ночью, чем они займутся завтра и так далее. Под ее бормотание я сам засыпаю в десять вечера. Но ты не переживай, когда я был маленький, мы с братом тоже «дурели», а мама ничего не могла с нами поделать. Так что у тебя еще все впереди — с внуками наверстаешь.

Действительно, секрет довольно прост. Малышу для счастья нужно не так уж много: чтобы его выслушали, поиграли, помогли, если он уже школьник, сделать уроки, рассказали сказку. Но все это требует массу времени, которого у современных родителей практически нет. Раньше с малышами возились бабушки и дедушки — их спокойствие и обстоятельность, приобретенные с годами, вполне соответствовали ритму жизни малыша. Но сегодня, как правило, вместе проживают всего два поколения — родители и дети. С бабушкой ребенку удается разве что поговорить по телефону. Изменился и ритм жизни: многим приходится работать не только по вечерам, но и в выходные. Дети даже из благополучных семей остаются предоставленными самим себе. А именно недостаток внимания, это скажет любой психолог, лежит в основе непослушания и любого другого неадекватного поведения малыша.

Разумеется, никто не говорит, что нужно забросить работу и заниматься только ребенком. Но кое-что все-таки сделать можно. Скажем, в половине девятого приглушить звук телевизора и свет в комнате вполне реально. Если постараться, то всегда можно найти время для вечерней сказки и задушевной беседы — малышам достаточно получаса. Если с неизменным постоянством делать это каждый вечер, то дети привыкнут и уже через некоторое время будут сами выключать телевизор и усаживаться на диван с книжкой. При этом очень важно, чтобы мама не дергалась, не торопилась «отделаться» от ребенка. Спокойная обстановка, атмосфера тепла и уюта настраивают на сон. Зная, что вы в любом случае найдете время посидеть с ними вечерком, они спокойнее воспримут просьбу «не мешать и заняться своим делом», а уверенные в вашей любви и поддержке, уснут спокойным и счастливым сном.