Черноморский уикэнд
В этом году нынешняя городская власть, до сих пор акцентировавшая внимание на подъеме промышленного производства, впервые за время своего правления осознала, что Одесса — город- курорт. И что на этом можно зарабатывать деньги. Было даже подсчитано: 1 миллион отдыхающих (а именно такое количество приезжало в прежние годы) может принести городу порядка 400 млн. гривен. Сейчас по сравнению с 90-ми годами количество приезжих резко снизилось — на процентов 70. Дабы вернуть былую славу «жемчужины у моря», в горисполкоме месяц назад даже создали отдел по туризму. Однако вся бурная деятельность местных властей по подготовке к курортному сезону пока что вылилась в фестиваль под названием «Черноморский уикэнд».
Идея московского продюсера Марка Рудинштейна проводить в Одессе фестивали круглый год и зарабатывать на этом деньги так полюбилась городским чиновникам, что теперь любое мероприятие — фестиваль. Так вот, чтобы завлечь отдыхающих, горисполком решил заняться организацией отдыха на море и разработал соответствующую развлекательную шоу-программу. Она включает два вида путевок — на три и десять дней с проживанием на базах отдыха, питанием, танцевальными вечеринками, различными конкурсами, экскурсиями по городу, посещением ночных клубов, концертных залов и многим, многим другим. Стоит такое удовольствие 180 и 500 гривен соответственно.
Горисполком решил сделать ставку на людей среднего достатка, понимая, что богатые отдыхать в Одессу не поедут. К слову сказать, в санаториях курорта Куяльник сегодня не хватает комфортабельных номеров, за которые новые украинцы готовы платить по 100 долларов в сутки. Сегодня пустуют номера дешевые. Рядовым гражданам и 800 гривен за 24 дня все равно не по карману. Сейчас санатории готовы предоставлять путевки и на неделю, и на три дня, и на выходные — кто на сколько пожелает. Но все равно дорого.
«Жемчужина у моря» выглядит бледно
Мы научились выговаривать слово «менеджмент», но, похоже, так до сих пор и не поняли, с чем его едят. Город, который решил возрождать былую славу «жемчужины у моря», сегодня толком не может сказать, что творится в городской рекреационной сфере и каков в целом потенциал сегодняшней Одессы. Созданный месяц назад отдел по туризму, который городские власти почему-то включили в состав управления по делам семьи и молодежи, пока не в курсе дела. Между тем, данные о количестве санаториев, домов отдыха давно устарели. Некоторые закрылись и продолжают закрываться. В каком состоянии оставшиеся, можно судить хотя бы по такому факту: недели две назад в грязевом отделении известного санатория «Куяльник» рухнул пол.
В бывшем Союзе, в условиях закрытости границ и скудности выбора мест отдыха и лечения, граждане довольствовались тем сервисом, который предоставляла Одесса, а точнее, государство. Теперь же, когда к услугам сравнительно недорогие и чистые пляжи Болгарии, Турции или того же Крыма, «жемчужина у моря» выглядит весьма бледно на фоне городов-курортов Причерноморья и Средиземноморья.
К сожалению, больших охотников вкладывать деньги в курортно-рекреационную сферу, чтобы довести ее до уровня европейских стандартов, пока нет. Да и откуда взяться, если нет четкой целенаправленной политики властей в этом вопросе. В горисполкоме даже нет структуры, которая бы отвечала за комплекс вопросов, связанных с развитием курортно-рекреационной зоны. Пока что брошен клич формировать имидж Одессы и показывать ее с парадного подъезда. Но одними призывами «жемчужину у моря» не «отмоешь». Сначала надо бы определиться, чего сами хотим. К сожалению, сегодня нет комплексной программы развития города-курорта.
Вход с парадного подъезда
В прошлом году была утверждена программа развития Одесского побережья. Но она затрагивает лишь одну сторону — архитектурно-градостроительную. Ее цель — создание нового морского фасада Одессы и разветвленной сети индустрии отдыха. Учтен каждый метр самой ценной прибрежной территории: что и где может быть построено, отремонтировано, благоустроено, чтобы побережье жило не только летом, в пляжный сезон, но и зимой. И на этом поприще немало сделано.
За последние годы некоторые пляжи заметно похорошели. Особенно «Аркадия». Это уже не просто место купания, но и отдыха. Повсюду бары, рестораны, павильоны, спортивные и детские площадки и всевозможные услуги. Хотя сам пляж, надо сказать, производит странное впечатление. Он поделен на зоны: для богатых (вход 10 гривен), людей среднего достатка (вход 1—1,5 гривни) и бедных (вход бесплатный). Отделяются они друг от друга сеткой из проволоки или камышовой перегородкой, чтобы те, кто нежится на солнышке, лежа на грязном песке или старых деревянных топчанах, не дай Бог не позарились на мягкие шезлонги. Однако объединяет эти пляжи все тот же старый песок, который власти обещали обновить в этом году. И, конечно, все то же море — такое же грязное или, быть может, еще грязнее.
То, что на протяжении последних лет санэпидстанция предупреждает: «Купаться на большинстве одесских пляжей опасно для вашего здоровья» — это, к сожалению, сегодня и есть визитная карточка Одессы курортной. И эта главная проблема пока что трудноразрешима. Городские власти предпринимают попытки к очистке моря. И даже выбран способ — путем ультрафиолетового обеззараживания сточных вод на станциях биологической очистки. Однако данный метод вызывает массу споров и дискуссий. Несмотря на то, что решение принято, однако никто не гарантирует, что после этого море станет чистым. Как утверждают некоторые специалисты, данный метод может иметь точно такой же эффект, как клизма для ракового больного. Ведь загрязняют моря и ливневые, и дренажные стоки, а также воды, которые несут Дунай и Днепр.
Сегодня нет официально поставленного диагноза. Нет программы спасения Одесского залива. Между тем цена вопроса — 3 млрд. долларов (такова стоимость установок по обеззараживанию сточных вод на двух СБО — «Северная» и «Южная»). Этих сумм у города нет. Сегодня власти обращаются ко всем горожанам, предприятиям, спонсорам с просьбой скинуться всем миром и помочь. В такой ситуации тем более необходимо сто раз отмерить, а потом отрезать...
Куда же мы движемся?
Сегодня нет целостной концепции развития города на ближайшие годы. Есть генеральный план, но он безнадежно устарел. Одесса давно уже существует сама по себе, а план по ее развитию — сам по себе. «Жемчужина у моря» так хаотически развивалась и продолжает развиваться, что вообще возникает вопрос — а курорт ли Одесса? Им задаются сами одесситы. Точнее, общественность города, озабоченная и удрученная нынешним состоянием города и тем, что и как делают власти во имя его спасения. Ну как можно было строить заводы и рядом дома отдыха? Или размещать по соседству с санаторием туберкулезный диспансер?
И сегодня звучат вопросы не только риторические, но конкретные, адресованные нынешней власти. На последней сессии горсовета бурно обсуждалось строительство посреди Одессы газоперевалочного комплекса. Депутаты должны были дать на него свое согласие. Но выяснилось, что поезд давно в пути и в зеленом свете не нуждается: комплекс начали строить год назад и уже выполнен приличный объем работ. Так вот, известие о новой «стройке века» вызвало у депутатов не только волну возмущения в связи с тем, что их поставили перед фактом. «Так куда же мы движемся? — спрашивали они. — Какой город будущего строим?»
Согласно генплану Одессы, строительство опасных объектов на его территории запрещено. Более того, все промышленные предприятия должны быть вынесены за городскую черту. Разумеется, сейчас это просто нереально. Да и тогда, в 80-е годы, когда генплан утверждался, многие понимали, что идея превратить Одессу во всесоюзную здравницу — не более чем несбыточная мечта. Трудно представить миллионный город сплошным курортом. И эту мысль на сессии вновь подтвердил городской голова Одессы Руслан Боделан. «Я был и остаюсь сторонником развития Одессы как крупного транспортного узла, — сказал он. — Мы также взяли курс на развитие курорта, и эта линия тоже правильная. Что же касается генплана, то с самого начала он был надуманным, нереальным, и сейчас мы работаем над новым».
Действительно, Одесса изначально развивалась как портовый город, и то, что со временем стала крупным перевалочным комплексом, вполне закономерно. Где-то в середине 50-х была идея превратить Одесский порт в гавань для «белых пароходов», ведь рядом решено было построить два грузовых порта Ильичевск и Южный. Но из этого ничего не вышло. Объяснимо и то, что благодатный край с природными лечебными источниками, мягким южным климатом и теплым морем стали развивать и как курортно-рекреационную зону. Вместе с тем непонятно, зачем нужно было пичкать город у моря еще и тяжелым промышленным производством. Неудивительно, что сегодня, хотя речь идет не о производстве, а только перевалке пропана-бутана, возникает вопрос: зачем строить небезопасный объект да к тому же в курортной зоне, если, конечно, Одесса таковой является.
Один из аргументов — в Ильичевске уже построили, и ничего, а мы, дескать, раздумываем. А зачем, спрашивается, два комплекса рядом? Несомненно, перевалка пропана-бутана — выгодное дело. И в погоне за прибылью коммерческие структуры готовы строить такого рода объекты чуть ли не через каждые два метра, как автозаправки. Все бы ничего, да речь идет о небезопасных объектах, что бы там ни говорили проектанты.
Почему так происходит? Специалисты уверены: одна из причин — это отсутствие в Украине закона о курортах, что не может не сказываться и на развитии Одессы. Такой закон подготовлен, но до сих пор не принят. Отсюда половина всех перечисленных бед. Данный вопрос обсуждался в одесском Доме ученых. Участники дискуссии — профессора, научные сотрудники из Одесского госуниверситета, Одесского медуниверситета, Украинского НИИ медицинской реабилитации и курортологии, Института биологии южных морей отмечали, что Одесса может вернуть себя былую славу «жемчужины у моря» лишь тогда, когда будет ясность в том, куда мы движемся. Если мы хотим видеть Одессу курортной, то для этого все (и государственная власть, и местная) должны работать в этом направлении.
Когда-то в царской России была сходная ситуация: в высшем свете было принято выезжать отдыхать на заграничные курорты. И тогда правительство, чтобы остановить отток валюты из страны, создало у себя сеть курортов. У нас же наверху по-настоящему этим всерьез никто не занимается.