Прошло уже чуть ли не сорок лет с тех пор, как молодой тренер Виктор Лонский подготовил первого своего мастера по прыжкам в высоту Игоря Матвеева. Бердичевская детская спортивная школа, которую вскоре повсюду стали называть школой Лонского, росла и крепла на базе примитивнейшего спортзала в помещении старинного костела, в котором когда-то Бальзак венчался с графиней Ганской. Именно здесь были выращены замечательным тренером-новатором участник двух Олимпиад и чемпион Европы Валерий Скворцов, чемпион Спартакиады народов СССР, побивший рекорд Украины, установленный Валерием Брумелем, - Рустам Ахметов, чемпион Европы Анатолий Мороз и десятки других мастеров международного класса и мастеров спорта. За сорок лет многое изменилось, сам Виктор Алексеевич Лонский под грузом болезней отошел от практической работы, но школа его живет, ежегодно проводятся соревнования на приз Лонского. О сегодняшней жизни знаменитого центра подготовки прыгунов в высоту мы беседовали со старшим тренером отделения легкой атлетики Бердичевской ДЮСШ Александром Терентьевичем Михальченко.
- Сейчас она стала школой физической подготовки, имеет в основном оздоровительную направленность. Наше отделение финансируется из областного центра, а вся школа уже спортивными результатами не интересуется. Именно по легкой атлетике у нас работают три тренера - Александр Гаврилюк, Сергей Шеремет и я. Прыжками в высоту занимаются человек 30-35, два десятка занимающихся длинными дистанциями у Гаврилюка.
- А вы уже не в костеле тренируетесь?
- То были золотые времена. Дело не в условиях, не в размере зала. Мы были хозяевами, это был наш зал. Сейчас у нас попросту нет зала. Мы не имеем денег на аренду, все вокруг друзья, но для того, чтобы войти в зал и тренироваться, надо платить. В заводском зале площадью 42 х 24 метра отключено отопление, завод «Прогресс» стал самостоятельным предприятием, спорт ему не нужен и трубы отопления в зал обрезаны. При больших морозах в зале температура была минус четыре, месяц полы не мылись, потому что вода замерзала и получался не пол, а каток.
- Как самочувствие Виктора Алексеевича?
- Одно время было плоховато, сильно простудился, но сейчас получше.
- А что требуется вам в идеале, чтобы можно было спокойно работать, продолжать традиции?
- Прежде всего нужен свой зал. Весь секрет работы Лонского в индивидуальном подходе, а когда часы занятий расписаны с 17 до 19, какой может быть индивидуальный подход? Надо же с каждым поговорить, а при работе на технику время летит так, что пять часов простоишь в секторе - и не заметишь. Оборудование для прыжков у нас нормальное, сами придумываем и делаем вспомогательные снаряды, тренажеры.
- Есть все же люди, прилично прыгающие?
- Ребята 19-20 лет входят в штатную молодежную сборную, прыгают по 2 метра 20 сантиметров. Это Олег Цыцановский, например, Андрей Ковалев. Мы выигрываем, как и раньше, юношеские, юниорские, молодежные соревнования, а вот дальше получается проблема. Нет в городе быстрых от природы людей, нет и высоких. А флоп, современный стиль прыжка, требует скорости. В общем-то сильных прыгунов сейчас нет и в Украине, к сожалению...
В заключение мы немного посмеялись - вспомнили случай, когда к Лонскому в костел приехал гость и был поражен оригинальной новинкой в разбеге его учеников. Лонский тогда промолчал, не стал разочаровывать - новация в разбеге получалась из-за необходимости оббегать колонну, стоящую на пути у прыгуна...