UA / RU
Поддержать ZN.ua

А Икар здесь ни при чем…

В эпоху свободы и глобализации судьба забрасывает граждан Украины в неведомые дали, а там… А там м...

Автор: Юрий Волошин

В эпоху свободы и глобализации судьба забрасывает граждан Украины в неведомые дали, а там… А там может быть все, что угодно, поскольку и страны разные, и сами люди далеко не одинаковые, поэтому жизнь складывается по-разному. Но все равно, подобно мифическому Икару, украинцы рвутся к зарубежному солнцу, желая там найти счастье или хотя бы деньги. И при этом, подобно Икару, обжигают крылья об законы и обычаи чужой страны, в которой нет для них надежной защиты матери-Украины. Автору этих строк, который уже полтора десятка лет живет в соседней Беларуси (вроде бы братской, славянской стране), известны судьбы украинцев — как счастливые, так и не очень, а недавно попали в руки факты, давшие пищу к размышлениям, которыми хочется поделиться с читателями.

Законы везде разные

Белорусская Фемида (а вернее — ее представители) и раньше не всегда была благосклонна к гражданам Украины, но начнем со свежего случая. Беларусь практически уже стала членом Таможенного союза, куда вошли также Россия и Казахстан, поэтому на ее границах стали действовать таможенные правила этой организации. И хотя председатель Государственного таможенного комитета Беларуси направил во все свои подразделения директивное письмо, предписывающее таможенникам не только информировать, но и обязывать всех, въезжающих в страну, оформлять свои автомашины по новым правилам, но те не спешат это делать. В результате уже несколько автомашин было конфисковано за нарушение таможенного законодательства, в их числе и украинские. Пострадавшие, естественно, обратились в украинские консульские органы с просьбой о помощи. А поскольку еще во время работы в Минске консул Василий Сердега создал стройную систему помощи украинским гражданам, то, хотя на запрос нынешнего консула Николая Канцера белорусские таможенники дали формальный ответ, но работающий при посольстве белорусский юрист Андрей Демидович не только активно включился в работу, но и привлек к проблеме внимание СМИ. В результате украинские граждане получили свои машины обратно.

Коль уж мы упомянули имя Василия Сердеги, то нужно отметить, что этот консульский работник стал для многих образцом отличного отношения к своим согражданам. Стоило ему получить сообщение о нарушении прав украинцев в Беларуси, и в любое время дня и ночи он бросался на их защиту. Хотя консульство находилось в Минске, Сердеге не в тягость было мотаться от западных границ Беларуси, где-нибудь в Гродно, до восточных — на Витебщине. Недаром Международная ассоциация защиты прав человека отметила усилия Василия Сердеги почетной грамотой, отправив ее на имя президента Украины. А рассказываем мы об этом потому, что на днях мне в руки попал интересный документ: обращение гражданина Украины Романа Поповича к руководству Департамента консульской службы МИД Украины с просьбой помочь добиться справедливого решения в судебных органах… Италии.

Вот уже несколько лет Роман Попович, живущий и работающий в этой стране, не может добиться того, чтобы ему вернули его родную 12-летнюю дочь. Девочка приехала из Украины в Италию к умиравшей матери, а после ее смерти была «прибрана к рукам» старшей сводной сестрой, успевшей выйти замуж за итальянца. Не хочется разбираться во всех хитросплетениях этого дела, где, скорее всего, замешаны деньги, но необходимо отметить, что консульские органы посольства Украины в Италии, мягко говоря, совсем не проявили заинтересованности в положительном решении вопроса в пользу своего гражданина. А он, работая на верфи простым столяром, вряд ли в состоянии платить итальянским юристам те суммы, которые они требуют. Рассказываю об этом потому, что, к сожалению, отрываясь от родной почвы, граждане Украины не всегда в состоянии быстро и правильно ознакомиться с законодательством иной страны, поэтому, увы, попадают в полную зависимость от родных… консульских работников, представляющих Украину в этой стране. А те, хотя вроде бы и обязаны помогать, но делают это зачастую по своему разумению. И заставить их изменить это «разумение» не может никто, кроме собственной совести и отношения к своим обязанностям. Вот и падают украинцы, как Икары, опалив свои крылья о зарубежное законодательство.

Кто поможет, кроме матери-Родины?

Возможно, усилия МИД Украины, выражающиеся в подготовке ряда документов, усиливающих ответственность консульских служб в других странах за недолжное оказание помощи гражданам Украины, и возымеют свое действие, но, в общем и целом, решение этого вопроса останется на совести самих консульских работников. Именно поэтому мы привели, увы, всего лишь два примера полярного отношения к судьбам украинцев за рубежом. Дипломатия не терпит скоропалительных решений, поэтому остается лишь надеяться, что руководство Департамента консульской службы примет действенные меры для повышения ответственности своих работников за судьбы соотечественников, попросивших у них защиты.