UA / RU
Поддержать ZN.ua

600-дневная готовность

Хотя время для развертывания активной кампании еще не наступило, организационную и информационную подготовку, пожалуй, пора начинать прямо сейчас.

Автор: Денис Денисенко

До выборов президента Украины в 2015 году осталось чуть больше 600 дней. В политическом измерении это дистанция, когда расслабляться уже поздно, если действительно рассчитываешь на результат. В этой точке политического процесса претендентам пора провести глубокую инвентаризацию имеющихся в наличии финансово-организационных, административных, электоральных и информационных ресурсов. И исходя из этого начинать разработку и воплощение стратегии конкретных действий.

Круг основных претендентов на президентский пост давно известен, и интрига, по сути, заключается в одном: кто из оппозиционных политиков составит конкуренцию Виктору Януковичу во втором туре.

Последние на сегодняшний день социологические исследования Центра Разумкова, проведенные в начале марта, свидетельствуют, что в первом туре президентских выборов 20,7% украинцев поддержали бы Виктора Януковича. За Виталия Кличко готовы проголосовать 14,4% избирателей, за Арсения Яценюка - 11,3%. У Олега Тягныбока 6,6% поддержки, а у его идеологического антипода, коммуниста Петра Симоненко, - 4,8%. Среди основных претендентов в соцопросах не фигурируют Луценко и Тимошенко. Впрочем, сам Юрий Витальевич заявляет, что у него нет президентских амбиций, а перспективы освобождения Юлии Владимировны и возвращения ее в активную политику пока довольно призрачны.

Нынешний оппозиционный триумвират состоит из равнозначно амбициозных политиков. Каждый из них, безусловно, надеется заслужить право на главный бой своей жизни. Но для того чтобы успешно пройти политический кастинг, недостаточно одних только рейтингов народной любви. В равной мере важны также мощные центры влияния в стране, чьи ресурсные закрома позволят рассчитывать на успешный результат на президентских выборах.

Политологи часто упрекают украинскую оппозицию в неспособности самой навязать повестку дня в стране, действуя по собственному сценарию. Ведь вялотекущая череда ивентов под названием "Вставай, Україно!", разумеется, не в счет. Это, скорее, ритуальные действия, нежели реальные попытки кардинальным образом изменить ситуацию в стране, сопровождающиеся к тому же "тушкованием" и невнятными действиями в стенах парламента.

Личные шансы каждого из вождей оппозиции как раз и зависят от того, смогут ли они перехватить инициативу, а не покорно плестись на поводке Администрации Президента на заклание в 2015 г. Каждому из них крайне необходима как можно более ранняя и успешная капитализация политического реноме, что позволит привлечь ресурсы непосредственно под свое имя. Именно поэтому президентская кампания для оппозиционных лидеров должна начинаться уже сейчас.

В конце концов именно затяжная и длительная работа во враждебной среде административного давления времен Медведчука-Кучмы позволила команде Виктора Ющенко сколотить устойчивый электоральный капитал, позволивший ему стать президентом в 2004 г. На короткой дистанции он просто не смог бы конкурировать с властной машиной. Нынешним оппозиционным лидерам не стоит об этом забывать даже во время отдыха на Мертвом море. И хотя время для развертывания активной кампании еще не наступило, организационную и информационную подготовку, пожалуй, пора начинать прямо сейчас.

Медиаподдержка - это личное

Роль передовых отрядов в сражениях за президентский пост, как всегда, уготована медиа. Что бы и кто ни говорил, украинские СМИ воспринимаются их владельцами в первую очередь как инструмент информационного влияния. Отечественное телевидение, пресса и интернет-издания в основном являются дотационными и не рассматриваются собственниками как самодостаточный бизнес. А следовательно, для политиков крайне важно наладить в этой сфере взаимодействие и заручиться поддержкой со стороны ключевых игроков медиа-рынка.

Взаимоотношения между "информационными" магнатами и ключевыми политиками условно можно разделить на личные, идеологические и экономические. В хитросплетениях украинской политики иногда довольно сложно понять, какие из них превалируют и являются основными. Тем не менее общая картина уже сегодня вырисовывается довольно четко.

Похоже, что при нынешних политических раскладах из всех кандидатов в президенты только Виктор Янукович может с легкостью рассчитывать на сотрудничество с основными медиа-холдингами. Пять ведущих медиа-компаний страны - StarlightMedia Виктора Пинчука, UMH Group Бориса Ложкина, InterMediaGroup Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина, 1+1 Media Игоря Коломойского, Media Group Ukraine Рината Ахметова - контролируют подавляющее большинство украинского медиа-рынка. И, вне всяких сомнений, не станут вставлять палки в колеса нынешнему президенту.

С другой стороны, в окружении президента прекрасно понимают, что добиться полной и безоговорочной лояльности от крупных медиасобственников накануне выборов будет очень сложно. По мере возможностей они будут раскладывать яйца в разные корзины, поддерживая и других кандидатов.

Вырастить "правильного" конкурента

Интересно, что на роль главного "инкубатора" конкурентов для Януковича сегодня заслуженно претендует Администрация Президента, а точнее, ее глава Сергей Левочкин, курирующий в качестве признанного серого кардинала украинской политики сразу несколько растущих политических организмов.

Политологи отзываются о Левочкине как об одном из немногих в украинской политике людей, способных вести свою долгосрочную игру с несколькими вариантами финалов. Разумеется, находясь на своем посту, Левочкин играет в команде президента, выстраивая наиболее удобный фарватер, по которому Янукович намерен добраться до очередного президентского срока, даже невзирая на очевидную, в первую очередь электоральную, проблемность сценария сохранения власти.

В связи с поиском наиболее удобного варианта соперника во втором туре кастинг на главного оппозиционного лидера занимает власть не меньше, чем самих оппозиционеров. Являясь одним из собственников крупного медиаресурса, Левочкин, ввиду хороших отношений практически со всеми ключевыми медиасобственниками в стране, имеет также влияние, чтобы выполнять функции "информационного вентиля", открывая и закрывая его для целого ряда политических игроков.

К примеру, по данным ряда социологических опросов, наиболее выгодным для Януковича соперником во втором туре является лидер ВО "Свобода" Олег Тягныбок. Похоже, только ему нынешний президент не рискует проиграть в очной схватке. Именно поэтому ходят упорные слухи, что в АП негласно поддерживают все начинания по повышению рейтингов ВО "Свобода" и ее лидера в надежде вырастить из него "мальчика для битья" на президентских выборах. Исходя из этого, растить ультрарадикального оппонента для президента целесообразно в том же информационном поле, где пребывает и сам Янукович. А значит, при таком сценарии Тягныбок вполне может рассчитывать на значительные медиаресурсы для проведения своей кампании.

К слову, помимо негласной поддержки со стороны власти из политических соображений Тягныбок вполне может надеяться и на силы, привыкшие ставить во главу угла экономический вопрос. Как бы этого ни отрицали "свободовцы", но следов их сотрудничества с Игорем Коломойским остается гораздо больше, чем им хотелось бы. Интерес Коломойского к партии ВО "Свобода" понять легко: она наиболее популярна и влиятельна на Западной Украине, имеет там серьезное представительство в местных облсоветах, где к тому же у днепропетровско-женевского олигарха имеется целый ряд серьезных активов - и горнолыжный курорт Буковель, и интересы в нефтедобывающей сфере.

В то же время секретом Полишинеля являются тесные связи Левочкина и Кличко. Для Виталия глава АП является тем самым игольным ушком, через которое чемпион может попасть в царство поддержки любых медиаресурсов страны. Но может и не попасть - все зависит от того, как будет складываться оперативная ситуация накануне самих выборов.

Впрочем, лидер оппозиционного УДАРа и сам находится в хороших или как минимум нейтральных отношениях со всеми основными медиасобственниками страны. И в итоге, как ни странно, он вправе рассчитывать на информационную поддержку не менее мощную, чем может себе позволить Янукович.

Вместе с тем для контроля над ростом политической популярности Кличко у сценаристов власти существует лидер КПУ Петр Симоненко: он получит свою бесплатную "минуту славы", если рейтинги лидера УДАРа не в меру вырастут среди оппозиционно настроенных избирателей Юга и Востока страны.

Проблемный Яценюк

Из сценариев АП по взращиванию контролируемого соперника несколько выпадает личность Арсения Яценюка. Говорят, что ему усиленно "плетут лапти" уже к осени. Впрочем, прилагать большие усилия для того, чтобы "слить" Яценюка, его оппонентам вряд ли понадобится.

Расхожая фраза одного из теневых кардиналов украинской политики "Я не готов платить за воздух" в полной мере может касаться нынешнего лидера ВО "Батькивщина" - ярко выраженного "медийного" персонажа, но отнюдь не политика прямого действия. Не имея должной информационной поддержки со стороны телевидения и прессы, Яценюк будет иметь серьезнейшие проблемы в коммуникациях с обществом - улица не для него. А значит, поставит под сомнение целесообразность вложений со стороны спонсоров.

При нынешних политических раскладах именно Яценюку будет наиболее сложно привлечь на свою сторону мощные медиаресурсы, которые, в свою очередь, смогут использовать "конкурирующие фирмы" - как во власти, так и в оппозиции.

В этой сфере Яценюк может рассчитывать разве что на довольно крепкие взаимоотношения с Виктором Пинчуком на почве общего участия в благотворительных проектах (фонд Open Ukraine, основанный Яценюком, тесно сотрудничает с Фондом Виктора Пинчука). И вероятно, на сотрудничество с UMH Group Бориса Ложкина, чья компания, как показывает практика, сотрудничает со всеми политиками. В первую очередь по причине того, что медиа являются для Ложкина профильным бизнесом и не завязаны на воплощении политических сценариев.

Но и при устоявшихся связях с одним из ключевых медиасобственников у Яценюка могут возникнуть определенные проблемы с доступом к информационным ресурсам. Во власти прекрасно знают болевые точки Пинчука и периодически пытаются на них воздействовать. Тесть олигарха экс-президент Леонид Кучма уже неоднократно прочувствовал на себе особое внимание заместителя генпрокурора Рената Кузьмина. Достаточно в деле Гонгадзе появиться ранее неизвестным обстоятельствам и семье экс-президента придется понервничать. А в результате не исключено, что и пойти на сделку в рамках кампании власти по "сливу" Яценюка или даже части медиактивов - уж больно они у Пинчука хороши...

Впрочем, для тех, кто не входит в планы по выращиванию правильного конкурента для Януковича, всегда есть возможности другого рода. Ведь в стране таки существует конкуренция между медиакампаниями, а значит, если информационный канал перекрыт в одном месте из политических соображений, всегда можно попробовать открыть его где-нибудь в другом. В том числе и благодаря деньгам - они ведь способны отпереть многие двери в украинских медиа.

За этими запутанными взаимосвязями в высшей лиге украинской политики пока что со стороны наблюдают "младоолигархи" Семьи. На сегодняшний день они пребывают в первобытном состоянии утоления своих финансовых аппетитов и отвлекаться от этого процесса в ближайшем будущем, судя по всему, не намерены. К примеру, процесс сосредоточения медиаресурсов под крылом Януковича-младшего и его "поверенного" вице-премьера Арбузова пока что только начинается.

Впрочем, инцидент с отъемом телеканала ТВі, связываемый в том числе и с активным участием Семьи (чего, кстати, так никто и не опроверг), должен стать тревожным звоночком для остальных медиасобственников.

Ведь административно-репрессивная машина, которой любят пользоваться "семейные" олигархи, всегда стоит под парами и может быть запущена в любой момент, как только они почувствуют, что кто-то дает слабину.