UA / RU
Поддержать ZN.ua

12 заданий на 2022 год для каждого

Деинституциализация в Украине — реформа, которая даже не началась

Автор: Марианна Онуфрик

На днях завершается просветительская кампания в поддержку деинституциализации и предотвращения институциализации детей с инвалидностью, которую реализовывала общественная организация «Социальная синергия» при поддержке Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью и Минсоцполитики. Тему проекта выбрали неслучайно, ведь за два последних года в реформе деинституциализации (ДИ) был сделан разворот на 180 градусов. 

Так, в связи с деятельностью Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по «расследованию случаев и причин нарушений прав ребенка во время осуществления децентрализации полномочий по вопросам охраны детства, реформирования системы заведений институционного ухода и воспитания, реализации права ребенка на семейное воспитание и усыновление, развития (модернизации) социальных услуг», которая сосредоточилась исключительно на сохранении заведений интернатного типа, все достижения предыдущих лет, а может и десятилетий, в сфере защиты прав ребенка и деинституциализации оказались перечеркнутыми. В частности, в 2021 году были внесены изменения в Национальную стратегию реформирования системы институционного ухода и воспитания детей, из-под действия которой фактически изъяли большинство учреждений, где в несвободе и вне семейного окружения содержатся дети с особыми образовательными потребностями и с инвалидностью. Кроме того, была упразднена норма об обязательном рассмотрении органами опеки и попечительства случаев направления в учреждения детей по заявлению родителей. Можно назвать много других деструктивных процессов, отдаляющих реформирование интернатной системы. Как следствие, у нас снова рост количества детей в институциях и даже создание новых заведений…

Анализируя результаты этой просветительской кампании, а также документы и веяния из властных коридоров в 2021 году, хочу очертить круг возможностей и вызовов в следующем году, которым следует уделить внимание и воспользоваться как семьям с детьми, так и политикам и тем, кто принимает решения на всех уровнях, чтобы деинституциализацию наконец начали внедрять.

  1. Разработка Национальной стратегии в сфере обеспечения прав ребенка. О начале работы над этим документом Минсоцполитики объявило в сентябре 2021 года. Казалось бы, у нас много разных если не стратегических, то концептуальных документов, в той или иной степени касающихся вопроса (министерство насчитало 15). Однако за этим лесом не вырисовывается общая картина системы защиты прав ребенка, которую мы хотим построить. У нас много дублирований, иногда разногласий, а кое-где вообще не раскрытые вопросы. Поэтому очень надеемся, что в широком кругу всех стейкхолдеров (а среди них Детский фонд ООН ЮНИСЕФ, советник — уполномоченный президента по правам ребенка, ОС «Украинская сеть за права ребенка», соответствующие министерства и ведомства и т.п.) удастся наработать общее видение системы, которая будет работать в интересах каждого ребенка.
  2. Имплементация в законодательную базу Украины Ведущих принципов ООН по альтернативному уходу за детьми. Соответствующую резолюцию ООН приняла еще в 2009 году, она содержит перечень ориентиров, которыми следует руководствоваться государствам, ратифицировавшим Конвенцию ООН о правах ребенка (Украина среди них), во время разработки политики и усовершенствования практики. В частности в документе речь идет о мерах по предотвращению необходимости в альтернативном уходе (пропагандирование родительской заботы и воссоединение с семьей), о содействии реинтеграции в семью, обеспечении альтернативной формы ухода и т.п. Для выполнения задания по имплементации Ведущих принципов создается рабочая группа, которая также будет иметь отношение к разработке Национальной стратегии (см. п. 1).
  3. Завершение процесса децентрализации, в контексте распределения полномочий в сфере защиты прав ребенка и социальной сферы в общем. Сейчас у нас есть несколько законопроектов, которые могли бы урегулировать эти вопросы, в частности организацию предоставления базовых социальных услуг и создание приемных семей и детских домов семейного типа, но большой вопрос, увидим ли мы устойчивую систему, по крайней мере, до конца 2022 года.
  4. Создание центрального органа исполнительной власти, который будет обеспечивать реализацию государственной политики по вопросам детей, — Государственной службы по делам детей. Соответствующее постановление с обращением депутатов ВРУ к КМУ было проголосовано в конце ноября этого года. Общественность, в частности эксперты Украинской сети за права ребенка, неоднократно говорили о необходимости создать отдельный ЦОИВ. В некоторых странах мира именно этот шаг стал решающим в контексте успеха деинституциализации. Однако критически важно в контексте создания Госслужбы наделить ее полномочиями министерства, что требует внесения изменений в законодательство.
  5. Проведение мониторинга качества специального образования как в учебных заведениях, так и специальных классах. На сегодняшний день самым главным аргументом противников деинституциализации является то, что именно специальное образование отвечает потребностям детей с инвалидностью и способно обеспечить должный уровень жизни уже во взрослом возрасте. Основывается такое утверждение на убеждении, что украинское специальное образование очень качественное, а вообще система уникальна, поэтому нельзя ее разрушать. На самом деле многими исследованиями и свидетельствами выпускников указанной системы доказано, что эти аргументы не соответствуют действительности. Однако официальный мониторинг качества специального образования на общегосударственному уровне до сих пор не проводили, а потому внесение этого задания в План мероприятий по реализации Национальной стратегии по созданию безбарьерного пространства в Украине на период до 2030 года (далее План мероприятий по безбарьерности) — срок выполнения IV квартал 2022 года — должен расставить все точки над і в указанном вопросе. Конечно, общественность очень заинтересована участвовать в проведении такого мониторинга.
  6. Доработка Национальной стратегии развития инклюзивного образования. Этот многострадальный документ нарабатывается уже не один год и пережил смену не только трех министров образования, но и власти. Соответствующее задание по разработке и утверждению Национальной стратегии развития инклюзивного образования также включено в План мероприятий по безбарьерности, однако можно констатировать, что сроки выполнения, установленные на IV квартал 2021 года, уже нарушены. Соответствующая рабочая группа лишь начала работать над документом, но, судя по ее составу, а точнее, привлечению в нее сторонников заведений институционного ухода, получить наконец достойный вариант шансов немного.
  7. Введение субвенции из государственного бюджета громадам на создание и развитие социальных услуг. О необходимости привлечения средств государственного бюджета для финансирования социальных услуг, в том числе базовых, ответственность за обеспечение которых входит в полномочия органов местного самоуправления, также идет уже не один год. Ведь уже нет сомнений в том, что далеко не каждая громада может обеспечить перечень услуг согласно потребностям громады, особенно учитывая сложные социально-экономические обстоятельства в стране, обусловленные войной на Востоке Украины, экономическим кризисом вследствие пандемии, безработицей и другими факторами. Кроме того, в процессе децентрализации социальная сфера как-то выпала из поля зрения ее творцов, а потому у нас есть образовательная и медицинская субвенции, но социальную никто не предусмотрел. Конечно, основным оппонентом такой статьи расходов выступает Минфин, но вроде бы есть политическая воля над ним. Поэтому ожидаем.
  8. Реализация пилотного проекта Минсоцполитики «Развитие социальных услуг». Пока нет постоянно действующего механизма софинансирования социальных услуг в громадах из государственного бюджета, внедрен пилотный проект, где громады, которые подали заявки, могут получить до двух миллионов гривен на финансирование услуг, в частности на дневной уход за детьми с инвалидностью, поддержанное проживание, сопровождение во время инклюзивного обучения, временный отдых для родителей, стационарный уход и т.п. Именно эти услуги требуют больше всего средств как в процессе их создания, так и в течение функционирования, поэтому поддержка от государства была бы весьма уместной. Особенно важно отметить, что именно эти услуги являются альтернативой институциализации детей и взрослых лиц с инвалидностью. Указанный пилот не был популярен в 2020 и 2021 годах, но Минсоц значительно упростил требования к громадам, а в бюджете на 2022 год заложено в десять раз больше средств — 100 миллионов гривен.
  9. Утверждение обновленных или разработка новых государственных стандартов социальных услуг. В частности это касается услуги дневного ухода за детьми с инвалидностью, проект стандарта которой только что отпилотирован, и сопровождения во время инклюзивного обучения, который вроде бы вот-вот должен быть утвержден. Требует существенного изменения и стандарт поддержанного проживания и разработки — стандарт услуги социально-трудовой адаптации. Сейчас отсутствие таких документов в должной редакции значительно замедляет создание этих услуг в громадах, а значит деинституциализацию детей с инвалидностью.
  10. Внедрение в практику деятельности образовательной, медицинской, социальной и реабилитационной сфер Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности (инвалидности) и здоровья (далее — МКФ). Большинство детей, которые находятся в заведениях институционного ухода или в сложных жизненных обстоятельствах в своих семьях, нуждаются в индивидуальном подходе — профессиональной оценке потребностей и обеспечении получения соответствующих услуг. Эксперты знают, что для обеспечения права ребенка на семью практически каждая семья нуждается в услугах из разных сфер: образовательной, социальной, медицинской и т.п. Сейчас, например, ребенок с инвалидностью может иметь как минимум три документа, которые между собой не согласуются, и вместе с тем должны обеспечивать ему преодоление сложных обстоятельств и доступ к разным правам: индивидуальной программе реабилитации (медицинской системе), индивидуальной программе развития (образованию), индивидуальному плану социальной защиты ребенка (социалке). Все эти сферы имеют и могут наконец объединиться под единой крышей МКФ, которая тоже является многострадальной и не меньше раз отложенной. Здесь мы снова будем полагаться на План мероприятий по безбарьерности и будем ожидать IV квартала 2022 года — предусмотренного срока выполнения задания по утверждению МКФ.
  11. Разработка Дорожной карты услуг для семей с детьми до трех лет. Введение моратория на попадание детей возрастом до трех лет в заведения институционного ухода было одним из индикаторов выполнения Национальной стратегии по реформированию системы институционного ухода и воспитания детей. Этот шаг должны были сделать еще в 2020 году. Есть много объективной аналитики и субъективных оправданий, почему мораторий так и не ввели, как и исследований непоправимого вреда институциализации детей в этом возрасте, поэтому конкретизировать не буду. Благодаря ЮНИСЕФ и Благотворительному фонду «Надежда и жилье для детей» экспертное сообщество делает еще один шаг, чтобы помешать этому нечеловеческому отношению к самым маленьким детям.
  12. Полноценный запуск Реестра тех, кто предоставляет и получает социальные услуги. Уже у нас есть и соответствующее постановление КМУ, и пилотный режим, и многолетняя поддержка доноров для создания, поэтому надеемся, что в 2022 году все-таки заработает информационная система, которая позволит наконец сформировать должную базу и основу для принятия решений в социальной сфере. Кроме того, этот реестр важен в контексте создания рынка социальных услуг и привлечения в сферу неправительственных организаций, что также будет способствовать деинституциализации.

Так что, работы много, но если мы воспользуемся, по крайней мере, одной возможностью в месяц, то уже через год у нас будет совсем другое предновогоднее настроение. Действуем ради детей. 

Больше статей Марианны Онуфрик читайте по ссылке.