UA / RU
Поддержать ZN.ua

Количество населения и объем вырубки лесов не находятся в прямой зависимости

Человек начал активно воздействовать на природу задолго до промышленной революции. Эта далеко не новая мысль получила очередное подтверждение в исследовании, которое провели Йед Каплан и Кристен Крумхардт из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария).

Ученые разработали модель, описывающую связь между количеством населения и темпами вырубки лесов на протяжении последних восьми тысяч лет.

Этот временной период избран в связи с тем, что ощутимое влияние на климат, по мнению специалистов, началось с первых земледельцев. Сколько-нибудь эффективно обрабатывать почву они не умели и поэтому, из-за увеличения количества ртов и постепенного истощения земли, попросту отвоёвывали у лесов новую территорию. Затем появились ирригация, усовершенствованные орудия труда, новые сорта сельхозкультур и удобрения - все это было очень кстати: с помощью нововведений удавалось немного компенсировать постоянный рост населения и слегка снизить давление на природу.

Из этого простого наблюдения следует, что отношение между количеством населения и землепользованием не может быть просто пропорциональным, как принимается в других моделях. Например, в средние века в Европе было меньше лесов, чем сегодня, хотя количество населения с тех пор выросло в пять раз. Иными словами, для того чтобы прокормить человека, в V и XX веках требовалось совсем не одинаковое количество земли.

Этот новаторский подход показал, что первый всплеск углеродных выбросов пришёлся на II тысячелетие до н. э. и был связан с подъемом китайской цивилизации и средиземноморских культур.

Ряд событий, которые проходили незамеченными в предыдущих моделях, здесь вышли на первый план: падение Римской империи, «Чёрная смерть» и европейская колонизация Америки. Если с первыми двумя всё ясно (резкое снижение численности населения), то третье требует пояснения. Дело в том, что переселение европейцев ослабило давление на леса их исторической родины, а поскольку Америка беднее лесами, чем Старый Свет, мировой объём вырубки сократился. Модель показала резкое падение углеродной эмиссии в XVI веке. Именно в этом учёные видят причину небывалых морозов XIX века и «малого ледникового периода». «Конечно же, это всего лишь гипотеза», - отмечает Каплан.

По материалам «Комьюлента»