UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зеленский хочет всего и сразу: что так и не так в его отношениях с украинскими дипломатами

Автор: Владимир Кравченко

«Обычно я критически настроен к подобным мероприятиям. Но в этот раз впечатления положительные: в отличие от других совещаний послов, не было никакой помпезности, а был нормальный деловой разговор. Услышали достаточно честную информацию о том, что происходит. В том числе и на фронте. А задачи формировались с учетом реалий». Так прокомментировал ZN.UA состоявшееся в Ужгороде экстренное совещание руководителей зарубежных дипломатических учреждений Украины один из его участников.

Эти оценки в целом разделяли и другие наши собеседники, отмечая плотный и насыщенный график встреч: в первый день совещания послы завершили работу в половине первого ночи. При этом Владимир Зеленский дипломатов не ругал, а только хвалил. Особенно тех, кто способствовал поставкам столь необходимого нам вооружения, боеприпасов, военной техники. На первый взгляд все выглядит так, словно между Зеленским и его офисом с одной стороны, и дипломатами — с другой, наконец-то установились партнерские отношения.

Читайте также: Гарантировать Украине безопасность готовы уже 12 стран-партнеров G7

Но не обольщайтесь. Стремительная отставка одного из наиболее результативных украинских дипломатов — посла в Великобритании Вадима Пристайко, неудачно попытавшегося в эфире Sky News снять напряженность, возникшую в отношениях Киева и Лондона, показала: личная лояльность для Зеленского важнее профессиональных качеств, мгновенная месть экс-соратнику предпочтительнее сохранения доверительных отношений с руководством одного из наиболее последовательных партнеров Украины.

Спустя четыре года после президентских выборов Владимир Зеленский и глава его офиса Андрей Ермак все так же не понимают роли дипломатов, посольств, МИДа. Иначе бы ОП не организовывал встречи президента с лидерами государств через головы послов. Иначе бы украинские посольства не рассматривались как пиар-агентства по продвижению имиджа Зеленского, как конторы по бронированию отелей. Иначе бы МИД не использовали преимущественно как «почтовый ящик» для дипломатической переписки.

Читайте также: Шмыгаль назвал главные задания для дипломатов в работе с партнерами

Зеленский и дипломаты: четыре года спустя

Когда весной 2019 года Зеленский вошел в кабинет на четвертом этаже здания на Банковой, не имея опыта госуправления и знаний о международных отношениях, он воспринимал дипломатию весьма упрощенно. Спустя четыре года Зеленский стал намного лучше разбираться во внешней политике. В частности, в вопросе членства Украины в НАТО и отношений с Россией. Но президент все так же подменяет дипломатию личным шармом и персональными контактами Андрея Ермака, стратегическое видение — озарениями, а системную работу — авралом.

«Личная химия Зеленского компенсирует недостатки украинской дипломатии. Став суперзвездой мирового уровня, он имеет голос, к которому прислушиваются в мире», — сказал один из дипломатов в беседе с ZN.UA. Другой наш собеседник обратил внимание на то, что эмоциональность Зеленского, игнорирование протокола — это его стиль, с которым на Западе нынче считаются. Иногда этот подход президента срабатывает. Но не всегда: на саммите НАТО в Вильнюсе его фирменный стиль вызвал неприятие и раздражение у партнеров.

Четыре года показали: президент хочет от дипломатии всего и сразу — и экономизации внешней политики, и налаживания отношений с Глобальным Югом, и поставок Украине оружия для противостояния российской агрессии, и помощи партнеров в восстановлении страны. При этом в ОП приветствуют креативный стиль á la Андрей Мельник. Но радуясь хлестким постам в соцсетях, во время телефонных разговоров с главами государств и правительств Зеленский и Ермак пытаются сгладить негативные последствия подобного «творчества» для двусторонних отношений.

В неофициальной аппаратной структуре основным центром принятия внешнеполитических решений все так же остается Банковая, а МИД играет пассивную роль, являясь техническим реализатором решений, принятых в ОП. Подобное положение дипломатическое ведомство занимало при всех украинских президентах. Иногда роль МИДа немного вырастала за счет усиления личного влияния министра иностранных дел при выработке президентом стратегических внешнеполитических решений. Но это не нынешний случай.

Хотя Зеленский и благосклонен к Дмитрию Кулебе, но на сегодняшний день влияние главы МИД на принятие внешнеполитических решений уменьшилось. Одним из признаков ослабления аппаратных позиций Кулебы является то, что Зеленский либо отметает кандидатуры, предлагаемые министром на должности послов, либо тянет с их назначением. И это при том, что сейчас обезглавленными остаются до двух десятков посольств. В частности, в Бельгии, Великобритании, Венгрии. Во время войны это по сути — вредительство.

Причина падения влияния министра иностранных дел кроется в том, что президентский консильери Ермак видит в Кулебе конкурента не только на внешнеполитическом треке, но и в поставке информации для Зеленского. Сегодня глава МИД пребывает в густой тени гиперактивного руководителя президентского офиса. Убедиться в этом можно и воочию, глядя на видео и фотографии с официальных встреч, где Ермак всегда ближе к Зеленскому, чем Кулеба.

Андрей Ермак / Telegram

Сейчас оживились разговоры о возможной отставке Кулебы. Традиционно на пост министра прочат руководителя внешнеполитического департамента ОП. На этот раз — замглавы офиса Андрея Сибигу. Есть еще один кандидат — глава комитета ВР по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Александр Мережко. Назначение Мережко новым главой МИД будет демонстрировать продолжающееся недоверие президента к дипслужбе, но эта фигура вполне устраивает Ермака своей лояльностью.

Впрочем, разговоры о возможной отставке Кулебы периодически ведутся начиная с 2020 года, а его отношения с Ермаком за этот период развивались по синусоидальной кривой.

Читайте также: Кулеба: Украинские дипломаты готовятся к новому политическому сезону

Деньги и люди

Проблемы, годами существовавшие во внешнеполитическом ведомстве, нынче только усугубляются. Сегодня стоит обратить внимание на две из них — недостаток финансирования и отток кадров из министерства. Не случайно вопрос финансовых ресурсов МИДа и посольств обсуждался и во время совещания послов. (Президент пообещал проговорить бюджетный запрос МИДа с премьером и министром финансов, заявив, что посольства «будут иметь ресурсы для работы ради Украины».)

На одном из первых совещаний в качестве главы МИД Кулеба заявил, что крутизна министра определяется его возможностями добывать деньги для министерства. Увы, но сегодня денег у МИДа не хватает ни на достойные зарплаты, ни на командировки. Например, третий секретарь — по рангу находящийся в дипслужбе на низшей ступени карьерной лестницы — в месяц зарабатывает около 7 тыс. грн, что явно недостаточно для проживания в украинской столице.

Мизерные зарплаты — одна из причин увольнения дипломатов из МИДа: даже имея сбережения, накопленные после трех-четырехлетней загранкомандировки, они едва сводят концы с концами. Сегодня во многих департаментах немало пустующих столов.

На Михайловской заполняют вакансии, принимая людей, не имеющих опыта работы в дипслужбе. И при этом же более сотни дипломатов, вернувшихся в Украину из долговременной загранкомандировки, не могут устроиться в центральный аппарат, месяцами ожидая звонка из отдела кадров. «Это демотивирует», — печалился в разговоре один из наших собеседников. Другой дипломат тоже говорил, что подобная практика лишает его коллег карьерного шанса.

Финансовый вопрос, проблемы с трудоустройством — факторы, влияющие на решение украинских дипломатов после окончания загранкомандировки остаться за границей: по данным самих дипломатов, начиная с 2022 года из посольств в Украину не возвращаются 40–60% сотрудников дипучреждений! Но действительность может быть значительно хуже. Например, в прошлом году из США должны были вернуться человек двадцать, а приехал всего один. Есть посольства, откуда не вернулся ни один дипломат.

«Невозвращенцами» становятся молодые и в возрасте, третьи секретари и советники-посланники. Одни не возвращаются из-за уже обустроившейся семьи и наладившейся жизни за кордоном. Другие — из-за страха перед мобилизацией. Третьи — опасаясь, что после приезда в Украину они не смогут выехать за пределы страны, чтобы проведать свои семьи, уехавшие подальше от войны. Четвертые — предвидят многомесячное ожидание с трудоустройством в центральном аппарате МИДа. Пятые — не хотят быть частью системы, которую в ОП пинают и не уважают.

Мотивы могут быть разные. Но сейчас идет война и каждый должен честно выполнять свой долг. Поэтому решение «невозвращенцев» принять трудно. Тем более что значительная часть дипломатов, решивших остаться за рубежом, занимается просто личным обустройством. Но даже если бы не было войны, решения огромного числа квалифицированных специалистов не возвращаться в Украину — это катастрофа, демонстрирующая несостоятельность государства и его дипслужбы.

Когда не возвращаются дипломаты, которые всегда должны на передовой отстаивать интересы своей страны, это означает, что они не верят в будущее этой страны. И это индикатор как для украинского общества, так и для иностранных инвесторов. Подобная ситуация никак не способствует реализации цели, о которой на совещании послов говорил президент, — вернуть украинцев домой. Как дипломаты могут способствовать возвращению в Украину миллионов украинцев, бежавших от войны в США, Германию, Польшу, Чехию, если сами дипломаты не хотят возвращаться?

Один из основателей украинской дипломатической службы Геннадий Удовенко при отборе сотрудников МИДа использовал формулу трех «П» — профессионализм, патриотизм и порядочность. Как оказалось, для многих дипломатов этот принцип оказался пустым звуком. А россияне в своих ИПСО уже вовсю используют тему «невозвращенцев», объясняя их мотивы тем, что украинские дипломаты не хотят работать на нацистский киевский режим и поэтому остаются на Западе.

Вот на таком фоне и состоялось двухдневное экстренное совещание послов в Ужгороде.

МИД Украины

Читайте также: Зеленский: Работаем над тем, чтобы Глобальный саммит мира состоялся этой осенью

О чем сказал президент…

Еще вопрос. При таких финансовых проблемах МИДа какова была необходимость проводить дорогостоящее мероприятие в главном городе Закарпатья? Безопасность? Так Киев куда более защищен от ракетных ударов, нежели другие украинские города. Удобная логистика? Но премьер, руководители ключевых министерств и ведомств (а среди них Алексей Резников, Валерий Залужный, Юлия Свириденко), глава ОП и его замы, главы департаментов МИДа потратили часы, добираясь в Ужгород на поезде или автомобиле.

А вот послы, вынужденные ехать в Украину окольными путями, выбором Ужгорода как места проведения совещания оказались довольны: из своих стран добираться в Закарпатье им было легче, нежели в украинскую столицу.

Но стоило ли проводить совещание сейчас, если предыдущее состоялось в конце прошлого года? Обычно такие мероприятия проходят раз в два года. В случае необходимости проводят закрытые Zoom-конференции. А здесь такая срочность… Поясняя экстренность нынешней встречи, Зеленский говорил о «специальном моменте, когда необходимо именно такое общение», поскольку нужно подготовиться к новому политическому сезону в странах-партнерах, чтобы он стал проукраинским.

МИД Украины

Одна из целей совещания послов заключается в том, чтобы дипломаты, месяцами не бывающие в Украине, могли ознакомиться с внешнеполитическими визиями президента, получить от него вводные. «Послов надо зажигать», — сказал один из наших собеседников. И Зеленский во время своего выступления грамотно это делал: «От августа до декабря никто не имеет права быть статистом, и каждый должен стать победителем в своей сфере, потому что все это — ради Украины».

В условиях, когда ВСУ ведут наступление, украинская экономика переживает непростые времена, а Киев и его партнеры разделяют разные подходы в отношении условий завершения войны и будущего России, президент выделил пять приоритетов в работе послов.

Первый — поддержка властями и общественным мнением страны пребывания формулы мира Зеленского. «Особенно важна работа со странами Глобального Юга, которыми Россия пытается постоянно манипулировать», — заявил президент.

Второй — поставки оружия Украине и усиление сотрудничества в сфере ОПК, введение новых санкций против России и пресечение обхода страной-агрессором ограничительных мер.

Третий — работа по консолидации стран ЕС и НАТО вокруг совместной безопасности, расширение числа подписантов Совместной декларации с «группой семи» о гарантиях безопасности Украине, а также политика соседства. «В следующие месяцы в разных странах пройдут выборы, и это создает определенную сложную конъюнктуру. Нам нужно понимание, которое преодолевает любую такую политическую внутреннюю конъюнктуру», — заявил Зеленский, в то время как в украино-польских отношениях усилились разногласия.

Четвертый — привлечение инвестиций в Украину, патронат стран в восстановлении пострадавших регионов. Президент также призвал послов делать все возможное ради расширения беспошлинного доступа украинских товаров на рынки стран-партнеров.

Пятый приоритет — защита прав украинцев.

Кроме того, Зеленский призвал послов организовывать визиты лидеров иностранных государств в Украину и проводить работу с экспертами, общественными деятелями, журналистами по поддержке нашей страны. «Украине нужны первые полосы и праймовое внимание», «ваша задача — чтобы мир всегда был вместе с Украиной», «посол Украины — это посол, которого слышит страна, где он или она работают», — взывал к дипломатам президент.

Что ж, цели поставлены, задачи определены. Чтобы реализовать обозначенные президентом приоритеты, необходимо выстроить системную дипломатию, способную обеспечивать стабильную работу по защите интересов страны.

Но когда профессионалов становится все меньше, а задачи во время войны лишь усложняются и множатся, эффективность внешнеполитического ведомства будет падать: на одном только личном обаянии президента и сострадании партнеров к трагедии украинцев не получится достичь результатов на дипломатическом фронте. И это может дорого стоить Украинскому государству и его обществу.