Западные страны изучают риски после попытки восстания Евгения Пригожина, в том числе и угрозы ядерным запасам из-за нестабильности режима в Москве.
Переговоры под руководством членов G7 включали вопрос о том, как ослабление контроля Путина над силами безопасности и военными может повлиять на стабильность государства, сообщает Financial Times со ссылкой на информированные источники.
Дипломаты заявили, что обеспокоенность возможными негативными последствиями восстания против режима Путина выявила отсутствие консенсуса на Западе относительно конечной цели поддержки борьбы Украины с российской агрессией.
«События выходных показали, что у нас нет согласия относительно результатов того, что произойдет, если Украина выиграет эту войну, и чем это станет для России», — сказал западный чиновник на условиях анонимности.
Некоторые западные страны, включая членов G7, обсуждали необходимость для Украины не использовать нынешнюю ситуацию, например, атакуя территорию России с целью усиления нестабильности.
По данным источников, дискуссии между представителями G7 на выходных включали потенциальную перспективу получения группой Вагнера контроля над ядерным оружием.
«Вопрос военная ли неудача уничтожит российскую политическую власть или уничтожение российской политической системы приведет к военной катастрофе», — отмечает один из высокопоставленных западных дипломатов.
Он добавил, что западным странам нужны планы на случай непредвиденных обстоятельств, поскольку существует множество возможных сценариев.
Источники сообщили, что на встрече министров иностранных дел ЕС в понедельник в Люксембурге некоторые присутствующие министры заявили, что дестабилизировать Россию не в интересах Европы.
«Мы не занимаемся сменой режима. Никто не выиграет от гражданской войны в России», - сказал один из дипломатов.
Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок сообщила, что они тщательно анализируют события, однако существуют риски, которые на данный момент оценить невозможно.
Хотя союзники соглашаются с тем, что Украина должна победить в войне, в то же время нет четкой позиции по поводу того, как эта победа будет выглядеть и как она может повлиять на Россию, хотя общепризнано, что катастрофическое поражение российской армии разрушило бы режим Путина.
«В Москве может стать к власти кто-то более радикальный, чем Путин; некоторые могут решить, что это может вызвать беспокойство. Что нам делать, если в Москве лидером станет Пригожин, насколько возможен этот сценарий?», – сказал высокопоставленный чиновник ЕС.
Риши Сунак, премьер-министр Великобритании, заявил в понедельник, что прогнозировать последствия восстания рано, но Великобритания готова к ряду сценариев.
Американские официальные лица в выходные провели серию встреч, анализируя происходящее и возможные результаты.
Президент Джо Байден сказал, что «слишком рано делать окончательные выводы».
«Независимо от того, что будет дальше, я буду продолжать следить за тем, чтобы наши союзники и наши партнеры были тесно связаны», - добавил он.
Представители США утверждают, что не заметили никаких изменений ядерной позиции России. В Конгрессе некоторые сторонники отправки в Украину более эффективных систем оружия, таких как артиллерия ATACMS большой дальности, заявили, что восстание Вагнера может помешать попыткам убедить в этом администрацию Байдена, и без того опасающуюся дестабилизации России.
Крис Мерфи, сенатор-демократ из комитета по иностранным делам Сената, сказал FT, что он не заинтересован в гражданской войне в России.
«Мы не хотим политического или военного хаоса внутри страны, обладающей огромным ядерным арсеналом», — сказал он.
В выходные американские официальные лица отправили России дипломатические сообщения, в которых было четко указано, что они не причастны к событиям и считают их внутренним делом России. Они призвали Москву не использовать ядерное оружие и не прибегать к эскалации.