UA / RU
Поддержать ZN.ua

Закон об амнистии не позволяет собирать информацию и допрашивать потерпевших на Майдане

Согласно закону, который был принят 21 февраля 2014 г., если следователи все же решатся выполнять свою работу, то рискуют нарваться на уголовную ответственность.

Согласно Закону "О недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, имевших место во время проведения мирных собраний", который был принят на вечернем пленарном заседании Верховной Рады 21 февраля 2014 г., следователи не могут собирать информацию не только о подозреваемых, но и о пострадавших участниках протестов на Майдане.

Об этом пишут в статье для ZN.UA Анастасия Станко и Ангелина Карякина .

"Тогда десятки людей еще оставались в СИЗО, в отношении многих были открыты уголовные производства, многих лишили водительских прав. Закон от 21 февраля 2014 г. всех этих людей освободил от ответственности. Но был ли в действиях всех задержанных состав преступления? Чтобы амнистировать, государство признало всех, скопом, виновными. Некоторых даже без суда. Некоторых по решению суда, но фактически без следствия. Да и судебные решения часто оставляли немало вопросов в их справедливости и непредвзятости", - напоминают авторы.

Читайте также: ГПУ подняла вопрос о спецсредствах для "Беркута" на Майдане, описанный ZN.UA два года назад

Станко и Карякина отмечают, что статья 3 закона предусматривает закрытие уголовных производств, "начатых в связи с преступлениями, предусмотренными статьей 1 настоящего закона, в которых ни одному лицу не сообщено о подозрении". Для управления специальных расследований ГПУ это означает, что прокуратура должна закрыть дела, если есть признаки преступления, но нет подозреваемого. Более того, статья 9 того же закона предписывает запретить "сбор, регистрацию, накопление, хранение, адаптацию, изменение, восстановление, использование и распространение (реализацию, передачу) персональных данных лиц, которые были участниками массовых акций протеста, начавшихся 21 ноября 2013 г., которые были получены в связи с участием этих лиц в акциях протеста. Эти персональные данные подлежат уничтожению в установленном законодательством порядке".

"То есть следователи не могут собирать информацию не только о подозреваемых, но и о пострадавших участниках протестов. А как тогда доказывать виновность тех же силовиков, если не допрашивать потерпевших? Загадка", - говорится в статье.

Кроме того, как отмечают авторы, если следователи все же решатся выполнять свою работу, то рискуют нарваться на предписание, содержащееся в статье 10, которая предусматривает уголовную ответственность за сбор информации о преступлениях, совершенных во время событий на Майдане: "Должностные и служебные лица за невыполнение этого закона в течение одного месяца с даты вступления в силу настоящего закона подлежат обязательному привлечению к ответственности в порядке, определенном законами Украины".

Напомним, в ходе берлинских переговоров 11 мая глава МИД РФ Сергей Лавров связал процесс проведения виборов в особых районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) с необходимостью утверждения Украиной "закона об особом статусе Донбасса" и полной амнистии для боевиков.

Полную статью Анастасии Станко и Ангелины Карякиной "Амнистия: все свободны, все виновны?" читайте в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".