Разрыв дипломатических отношений правительством Мали с Украиной не повлияет на нашу страну, но повлияет на усилия Киева по укреплению украинских позиций на африканском континенте и налаживанию отношений между странами, считают бывшие министры иностранных дел Украины и исследовательница по вопросам Африки.
Так, экс-министр иностранных дел Украины, а ныне глава Центра исследований России Владимир Огрызко в комментарии Deutsche Welle назвал ситуацию «дипломатической местью Москвы руками Бамако» за разгром вагнеровцев.
Он отметил, что поражение правительственных войск Мали, поддерживаемых «вагнеровцами», дало сигнал «всем тем, кто имеет пророссийскую настроенность и хочет идти в фарватере агрессивной, дикой московской политики, что за это в какой-то момент придется платить».
«Это было позорно для малайской армии, но прежде всего это было позорно для ЧВК «Вагнер», которая продолжает создавать в Африке для Москвы плацдармы и разжигать антизападную и антиукраинскую риторику в тех странах, которые зависимы от Москвы или могут быть таковыми», - отметил эксперт.
Он добавил, что ситуация в определенной степени негативно повлияет на отношения Украины со странами Глобального Юга, но это не столь принципиально, поскольку основными партнерами Киева является мера.
Исследовательница-африканистка фонда Global Ukraine Марта Олейник-Демочко отмечает, что вопрос не в реакции Мали, а в том, как отреагируют другие страны, поскольку для Африки чувствителен вопрос сепаратистских движений. Именно это и спровоцировало реакцию Сенегала, вызвавшего посла Украины на разговор после заявлений Юсова.
«Это не свидетельствует о пророссийской позиции Сенегала. Он держится нейтрально, развивает отношения с Россией, но и смотрит на Францию, которая всегда был партнером Запада. Это больше собственно об этом внутриафриканском контексте, в который мы, скажем так, вмешались», - говорит эксперт.
Олийнык-Демочко отмечает, что инцидент с Мали не повлияет на отношения Украины с дружественными к ней африканскими государствами, но может оказать негативное информационное влияние на те страны, которые имеют тесные связи с Россией.
В свою очередь, бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин считает, что Украина должна налаживать свои связи на африканском континенте, но, в основном, делать это непублично.
«Чем больше мы делаем там (в Африке. – ред.), тем лучше нам в других аспектах войны, поскольку война глобальна, не только на нашей территории. По международному праву у нас есть право на самооборону, и оно никак не ограничивается территориально», - отметил дипломат.
Он добавил, что с одной стороны не стоит отрицать операции, причастность Киева к которым очевидна, поскольку это будет негативно влиять на отношения, но «активности в Африке» должны быть максимально конфиденциальными, чтобы не усложнять ситуацию.
«Там продолжаются очень непростые процессы и в плане перезагрузки стран, и в плане активности радикальных мусульманских течений. То есть своя очень сложная политика и ситуация постепенно разгорается. Конечно, любая активность извне очень настораживает страны Западной Африки и всей», – объяснил Климкин настроения в Западной Африке.
Он отметил, что хотя другие страны и не будут подражать Мали, но ситуация может иметь своеобразный эффект домино, когда африканские государства будут относиться к партнерству с Украиной более настороженно.
«Прежде всего, это страны Западной Африки, где сильно российское или также китайское влияние», - указал Климкин.
Накануне переходное правительство Мали заявило о разрыве дипломатических отношений с Украиной, обвинив Киев в «поддержке международного терроризма». В заявлении говорилось о «неонацистской и злодейской сущности украинской власти».
В ответ Министерство иностранных дел Украины назвало решение недальновидным и поспешным и добавило, что Мали не предоставило доказательств причастности Украины к инциденту с разгромом вагнеровцев и малийских правительственных сил.
28 июля издание ASTRA сообщило, что на севере Малые колонна правительственных войск и российских наемников ППК «Вагнер» попала в засаду. Их во время боя разгромили повстанцы – туареги. Последние захватили и уничтожили часть вооружения и техники и убили 84 боевика, некоторые попали в плен.
Позжк СМИ начали распространять фото повстанцев с флагом Украины. В ГУР МО рассказали, что для проведения успешной операции они получили всю необходимую информацию «и не только» и что действия против «Вагнера» будут продолжаться.