«Авторитарные режимы, объединяйтесь!».
Пожалуй, таков слоган внешнеполитической деятельности самопровозглашенного президента Беларуси Аляксандра Лукашенко в последние месяц-полтора. После того как он побывал в Объединенных Арабских Эмиратах, съездил в Зимбабве и слетал в Китай, Лукашенко отправился в Иран — страну-изгой, находящуюся, как и Беларусь, под международными санкциями и являющуюся одним из немногих военно-политических союзников России.
Формальным результатом визита стало подписание нескольких двусторонних документов, самый примечательный из которых — «дорожная карта» всестороннего сотрудничества на 2023–2026 годы. Казалось бы, что особенного? Но для Украины поездка Лукашенко в Тегеран несет серьезные риски. Но об этом чуть ниже.
Хотя и высказываются предположения, что Путин использовал Лукашенко как посредника в своем диалоге с представителями иранского руководства, в это верится с трудом: у Москвы с Тегераном и своих доверительных каналов связи хватает. В том числе и на высшем уровне, в частности через секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева и главу Высшего совета Национальной безопасности Ирана Али Шамхани. В этой ситуации лично Лукашенко ничего нового передать от Путина иранским визави не сможет.
Провластные белорусские СМИ пишут, что главная тема переговоров — «развитие двусторонних отношений с акцентом на торгово-экономическом сотрудничестве». А вот это в значительной мере соответствует действительности. В условиях санкций Иран может стать важным партнером для Беларуси, чья экономика нынче испытывает проблемы как из-за чрезмерной зависимости от российского рынка, так и от санкционного давления: Минск так и не смог компенсировать «выпавшие» объемы экспорта.
Нынче Беларусь пытается восстановить потери рынков сбыта в Украине и странах Запада, закрытых для белорусской продукции с начала широкомасштабного российского вторжения, а также объемов транзитных перевозок грузов. И Лукашенко ищет заказы для белорусских предприятий в немногих «дружественных странах». Ведь по большому счету речь идет о стабильности режима. В свою очередь, находящаяся под санкциями иранская экономика испытывает технологический голод. И Минск считает, что здесь может помочь Тегерану.
Примечательно, что если в 2021 году товарооборот между странами превышал 33 млн долл. (увеличившись более чем на треть по сравнению с 2020-м), то за 2022 год Беларусь и Иран наторговали на 100 млн. (При этом белорусский экспорт в Иран увеличился почти в шесть раз: до 81,3 млн.) Но вопрос развития двусторонних экономических отношений все же второстепенен, поскольку главная тема переговоров Лукашенко — обход санкций Беларусью и Россией: как для Минска, так и для Москвы это вопрос выживания.
Во-первых, у России не хватает собственных ракет и боеприпасов для обстрела украинских городов и ведения боевых действий. Во-вторых, без поставок в РФ иностранных чипов может остановиться производство военной техники. Западные и отечественные аналитики предполагают, что во время недавнего визита в Пекин Лукашенко обсуждал перспективы поставок китайского оружия Москве через Минск, увеличения закупок Китаем российской продукции через Беларусь и роста китайских инвестиций в белорусский ОПК.
В Киеве уверены, что эти же вопросы Лукашенко обсуждал и в Тегеране. Во всяком случае президент Ирана Ибрагим Раиси пообещал, что поделится опытом противостояния санкциям. А сей опыт немалый: многие десятилетия режим мулл придумывал схемы, как обойти западные в целом и американские в частности ограничительные меры. Долгие годы оперативники Корпуса стражей Исламской революции прокладывали каналы нелегальных поставок оружия. В том числе и через третьи страны.
Тегеран заинтересован в поставках российских самолетов и предоставлении Москвой ядерных технологий. Взамен он передает России «шахеды» и боеприпасы. Но иранцы не всегда могут отправлять оружие в РФ напрямую, опасаясь попасть под новые санкции со стороны Запада. Так, в декабре прошлого года Евросоюз принял новый пакет санкций против Ирана, в том числе и за поставки России дронов, которые она использует для атак на украинские города и гражданскую инфраструктуру.
Поэтому, чтобы выполнить свою часть сделки, иранцы будут искать обходные пути. Например, поставлять беспилотники Беларуси с последующей передачей их России. Кроме того, Минск заинтересован и в том, чтобы на территории Беларуси Иран (равно как Китай и другие страны) разместил бы предприятия оборонно-промышленного комплекса, чтобы производить продукцию для России.
Напомним, что в преддверие поездки Лукашенко ГУР МО Украины сообщало, что белорусская делегация планирует обсудить возможность организации технологического процесса сборки реактивных снарядов калибров 122, 220 и 300-мм на территории Беларуси. Некоторые собеседники ZN.UA утверждают, что в Беларуси в цехах отдельных госпредприятий уже собирают для России полуфабрикаты беспилотников из китайских и иранских комплектующих. Однако это производство не носит масштабный характер.
Учитывая вышесказанное, естественным выглядит и вывод представителя госдепартамента США Неда Прайса — визит Лукашенко в Тегеран является «продолжением углубления отношений между Ираном и Россией». А выгодополучателем от этой поездки становится не только Россия, но и Китай, вкладывающийся в субъектность Ирана и заинтересованный в том, чтобы Москва, Минск и Тегеран и далее оттягивали на себя ресурсы Запада, в то время как Пекин не ставит под угрозу свои отношения с ним.
Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.