Очередные президентские выборы в Черногории, второй тур которых состоялся 2 апреля, прошли в целом спокойно: несколько попыток покупки голосов, нападение с ножом на члена одной из избирательных комиссий, несколько драк. Ничего необычного — Балканы.
Необычными стали результаты выборов: Мило Джуканович, бывший у власти с 1991 года, проиграл малоизвестному Якову Милатовичу — одному из лидеров движения «Европа сейчас!», родившегося лишь в 2020 году.
Необычной была явка избирателей: более 70% — самая высокая после провозглашения независимости в 2006 году. Из них 60% избирателей отдали голоса молодому тридцатисемилетнему политику Милатовичу.
Необычным стало и то, что кандидатуру будущего президента поддержали избиратели самых различных направлений — проевропейски настроенные и сербские националисты, часть черногорских патриотов и противники ЕС и НАТО.
Оба кандидата в своих предвыборных речах говорили о «вступлении в новую эру». При этом оба давали ей схожие характеристики — Черногория продолжит движение к европейской цели, станет более богатой и демократичной, с лучшим качеством жизни. Но не стандартные обещания предвыборной гонки интересовали избирателей, подобное они слышали не раз.
Отношение к Джукановичу — вот что стало фактором, который разделил страну, а Милатович объединился с откровенно просербскими силами, ненавидящими пока еще действующего «старого» президента, убежденного борца с попытками Белграда вновь подчинить Подгорицу. Поэтому часть избирателей видела в Джукановиче политика, который за более чем 30 лет во главе Черногории восстановил ее независимость, привел в НАТО, начал евроинтеграцию, пытался ограничить влияние античерногорской Сербской православной церкви (СПЦ) и в противовес ей начал создание черногорской церкви, сопротивлялся попыткам Белграда и Москвы задушить страну в объятиях «русско-сербского мира».
Другая часть была убеждена, что Джуканович превратился в типично автократичного вождя, выстроил патерналистскую систему власти под себя и свою партию, позволил процветать коррупции и организованному криминалу, сдерживал развитие демократии и развитие страны в целом.
Избиратели послали ясный сигнал элитам: они хотят перемен и новых лидеров, которые будут озабочены их проблемами и чаяниями, а не заботой о своих узкопартийных интересах. Они продемонстрировали появление в стране нового политического тренда — больше не будут терпеть пренебрежения к законам, правам и свободам лишь потому, что у правящей элиты были заслуги в прошлом.
Напомним, что президент Черногории — носитель представительских функций и выполняет в основном церемониальную роль, а большая часть политической власти принадлежит премьер-министру. И тем не менее президент имеет возможность влиять на формирование внутренней и внешней политики.
Да, эра Джукановича, вероятно, уходит. Но какая начинается? Кто он — Яков Милатович, чего от него ожидать? Формальная биография нового президента Черногории создает впечатление о нем как о европейски ориентированном политике. Он учился и стажировался в Австрии, Великобритании, Германии, Италии и США. Работал в банках Германии, Словении и Черногории. Неоднократно заявлял, что приведет Черногорию в Евросоюз — это позволит сделать жизнь всех граждан лучше, богаче и стабильнее.
Движение «Европа сейчас!», созданное Милатовичем и Милойко Спаичем (кстати, обладателем сербского паспорта до недавнего времени), представляет собой партию популистского типа, а в своих приверженцах видит 20–45 летних. Милатович вместе с женой воспитывает троих детей, что добавляет ему симпатий и поддержки.
Но есть в этом предвыборном образе противоречия и неясности. К примеру, вызывает тревогу отсутствие у Милатовича четких геополитических взглядов, а именно: неясно, каково его отношение к попыткам усиления влияния Сербии и России в Черногории, античерногорской политике СПЦ, которой он симпатизирует и является ее прихожанином. Несколько странным представляется сотрудничество якобы проевропейского политика с таким агрессивно просербским и пророссийским политиканом как Андрий Мандич (лидер партии «Новая сербская демократия» (НСД), после первого тура выборов призвавшим всех своих соратников поддержать Милатовича. Удивляет молчание нового президента по поводу требований его союзников из просербских и пророссийских Демократического фронта и НСД покинуть НАТО.
Также настораживает поддержка Милатовича Сербией во втором туре: сербские медиа расхваливали его на все лады; президент Александар Вучич и ведущий великосербский радикал, военный преступник Воислав Шешель поддерживали именно Милатовича в первом и втором турах, так же, как и СПЦ. Эти факты дали основания региональной прессе писать, что «Европа сейчас!» и Милатович являются совместным проектом Вучича и СПЦ.
Непросто оценить отношение Милатовича к агрессии России против Украины — комментариев по этому поводу нет. Вероятно, это можно было бы объяснить тем, что его победа во многом зависела от поддержки черногорских сербов и их партий (большинство из которых настроены пророссийски). Но в 2021 году Милатович посетил Петербургский экономический форум (он был первым черногорским министром, принявшим участие в нем после 2014 года). А в апреле 2022 года Милатович рассказывал о «негативном влиянии» войны в Украине на черногорскую экономику.
Неоднозначна его деятельность на посту министра экономики в просербском правительстве Здравко Кривокапича, в частности в контексте повышения минимальной заработной платы почти вдвое — до 450 евро. Некоторые эксперты и журналисты говорят, что это был типично популистский шаг, сделанный за счет сокращения бюджета на здравоохранение и образование, что обескровило бюджет страны.
Возможно, все эти тревожные вопросы к новоизбранному президенту можно списать на отсутствие у Милатовича опыта в «большой политике» или его намерениями добиться в Черногории примирения между черногорцами и сербами, различными политическими силами и церквями. В этом случае ему можно пожелать успеха, ведь около 30% населения страны — сербы. Но вопросы все же остаются...
Что же касается Мило Джукановича, то, похоже, еще рано говорить о его уходе из политики. Напомним, что 15 марта он распустил Скупштину Черногории, которая не смогла назначить премьер-министра, а новые досрочные парламентские выборы назначил на 11 июня.
Несмотря на проигрыш президентских выборов, Джуканович сохраняет определенную популярность и немалую поддержку. Демократическую партию социалистов поддерживают примерно 30–35% избирателей, что позволит ей если не завоевать большинство в Скупштине, то образовать одну из наибольших фракций. И тогда Джуканович сможет влиять на политику созданного после выборов правительства.
Милатович хочет стать президентом всех черногорцев. Сегодня это не просто, поскольку необходимо примирить зачастую непримиримых. В том числе достичь примирения и с Джукановичем. Но если Милатович всего этого добьется, он станет одним из самых успешных президентов Черногории, а Черногория — успешной державой.
Больше статей Владимира Цыбульника читайте по ссылке.