Коррупционный скандал, охвативший правительство украинского президента Владимира Зеленского, быстро затмил приподнятое настроение, вызванное недавними одобрительными отзывами Европейского Союза о прогрессе Украины на пути к вступлению в него. Однако лишь за неделю до того, как обвинения стали публичными, Европейская комиссия опубликовала в целом оптимистичный ежегодный обзор процесса вступления Украины в ЕС.
Страна получила статус кандидата лишь три года назад, через несколько месяцев после начала полномасштабного вторжения России, а переговоры о вступлении начались в декабре 2023 года. Украина сделала больший прогресс в направлении вступления в ЕС, чем некоторые балканские страны за десятилетия мира. В отчете ЕС отмечается, что Украина достигла прогресса во всех 33 разделах переговоров, пишет Пол Хокенос, журналист из Берлина.
"С одной стороны, это значительное достижение. Ни в одной категории не было зафиксировано стагнации или регресса", — сказал Стефан Вольф, немецкий политолог из Бирмингемского университета.
Но похвала становилась все сдержаннее, когда речь шла о верховенстве права, реформе государственного управления и демократических институтах, что ЕС фактически признал в отчете.
Последние обвинения в коррупции на таких высоких уровнях и так близко к президенту подчеркивают, что Украине еще придется пройти больше пути, чем это показывает оценка ЕС.
"Неоспоримой предпосылкой интеграции Украины в Европу является вытеснение России за ее границы. Пока Украина находится в состоянии войны, а часть ее территории оккупирована российскими войсками, перспектива полноправного членства в ЕС остается лишь мечтой", — добавляет журналист.
Однако существуют и другие препятствия, которые делают дату вступления Украины в ЕС в 2030 году слишком оптимистичной. ЕС не принимал новых членов с 2014 года, и на всем континенте наблюдается сдержанный энтузиазм относительно возобновления процесса с Черногорией и Албанией (они стоят во главе очереди), а затем перехода к Украине и Молдове. Кроме того, Франция скептически относится к возможности расширения на восток.
В Австрии, Чехии и Франции менее 46 процентов граждан поддерживают дальнейшее расширение. Венгрия и Словакия (а возможно, теперь и Чехия) открыто заявляют, что они против вступления Украины в союз.
И если членство в ЕС не является таким близким, как считает высокая представительница Европейского Союза Кая Каллас, европейские лидеры делают Украине медвежью услугу своими неискренними поощрениями, как это было в прошлом, когда они поддерживали демократические реформы, а затем не сдержали своих обещаний, когда дело дошло до сути.
Журналист добавляет, что обещания Европы выглядят особенно неубедительными, учитывая ее неспособность даже гарантировать финансирование Украины на 2026 год и далее.
Отмечается, что возможный выход — поэтапная интеграция без немедленного предоставления права вето, но успех любого сценария зависит от итогов войны: прежде чем говорить о членстве, Европе придется обеспечить Украине возможность выжить и не проиграть.
"Конечно, это не то, что имеет в виду Зеленский, когда говорит о членстве, и ЕС не предоставит оборонных гарантий стране, которая находится в состоянии войны или частично оккупирована. Но это может быть компромиссом, имеющим важное значение для Украины, подтверждением того, что она принадлежит к Европе и что ее героическая борьба не является напрасной", — подытожил Хокенос.
Ранее глава МИД Польши Радислав Сикорский заявил, что Украина может стать членом Европейского Союза в начале следующего десятилетия. В подкасте The Rest Is Politics он добавил, что Венгрия тормозит продвижение этого процесса, хотя Украина уже имеет статус кандидата.
