UA / RU
Поддержать ZN.ua

Военный союз Путина и Ким Чен Ына: чем он опасен для Украины?

Автор: Наталия Бутырская

Владимир Путин совершил государственный визит в КНДР впервые за 24 года.

Во время встречи с Ким Чен Ыном они подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, который, в частности, предусматривает: «В случае агрессии против одной из сторон вторая предоставляет ей всю необходимую помощь согласно статье 51 Устава ООН и национального законодательства РФ и КНДР». Таким образом Путин легализирует и обеспечивает долгосрочную перспективу военно-технического сотрудничества с КНДР для ведения войны против Украины и вместе с тем пытается предостеречь Южную Корею и других союзников от предоставления военной поддержки Украине. Кстати, договор от 1961 года между Советским Союзом и Северной Кореей содержал такой пункт, но Россия в свое время от него отказалась.

С начала российской агрессии против Украины Северная Корея не только стала дипломатическим голосом поддержки Москвы, но и закрыла критическую потребность в вооружении, предоставив артиллерийские снаряды, противотанковые мины и баллистические ракеты. По оценкам американской и южнокорейской разведок, Северная Корея отправила в Россию по меньшей мере 10 тысяч морских контейнеров с оружием.

Москва и Пхеньян в течение длительного времени опровергали обвинения в передаче оружия, несмотря на то что украинские эксперты идентифицировали найденные элементы использованного российской армией северокорейского оружия, в частности баллистических ракет, которыми РФ атаковала город Харьков и в целом шесть регионов Украины.

Мировое сообщество не отреагировало надлежащим образом на это взаимодействие из-за отсутствия действенных инструментов влияния (Россия и Китай активно блокируют принятие на уровне СБ ООН решений, касающихся КНДР) и, будем откровенны, нежелания многих стран портить отношения с Москвой (этот вопрос чаще всего остается проблемой Украины и западных партнеров, в частности США, а также Южной Кореи и Японии). В то же время сама Россия в апреле наложила вето на возобновление мандата мониторинговой группы экспертов ООН, на протяжении 14 лет следившей за соблюдением санкций против КНДР.

Читайте также: Минобороны Британии: Визит Путина в Северную Корею следует воспринимать как предупреждение

Москва демонстрирует безоговорочную готовность углублять отношения с Пхеньяном, игнорируя резолюции ООН, которые в свое время поддержала. Во время визита в КНДР Путин выступил «против применения политически мотивированных санкций и ограничений» и призвал пересмотреть «инспирированный США и их союзниками бессрочный санкционный режим против КНДР в СБ ООН».

Оппозиция к международным санкциям ложится в общий контекст встречи, которая больше всего была сосредоточена на общем противостоянии с коллективным Западом и США. Путин, неустанно роптал на Соединенные Штаты, которые навязывают миру «не что иное, как глобальную неоколониальную диктатуру», и рассматривают «естественное и законное стремление к самостоятельности и независимости как угрозу своему доминированию», будучи абсолютно уверенным, что в Пхеньяне он найдет полное понимание. Ведь антизападные сентименты вполне естественно ложатся в идеологическую основу этого нового-старого союза, который обретает очертания: Северная Корея не против стоять рядом с Россией в построении «более справедливого многополярного мира» и как составная часть этого процесса — поддерживать ее военные действия против Украины.

Российская агрессия дала Северной Корее шанс выйти из изоляции и, с одной стороны, стать для России полезным другом, а с другой — небескорыстным. Путин, который начал военную агрессию и втянулся в длительное противостояние, вряд ли расшаркивался бы перед Ким Чен Ыном ради того, чтобы договориться о модернизации северокорейской железной дороги, уговорить Северную Корею поступиться Мостом дружбы в пользу развития китайского судоходства через реку Туманную или усилить экономическое сотрудничество, которое, по признанию самого Путина, довольно «скромное» (хотя и демонстрирует в последнее время тенденцию к росту).

Очевидно, что основной целью было получение военной поддержки на длительную перспективу, — это зафиксировано подписанием нового Договора. Путин в этом контексте ссылался на поставки Соединенными Штатами и «другими натовскими странами» высокоточных систем вооружения большого радиуса действия, самолетов F-16 и другого оружия и с учетом этого не исключал «развития военно-технического сотрудничества с КНДР в рамках подписанного документа». Замечание сомнительное — ведь Россия уже получает оружие из Северной Кореи — и призвано оправдать незаконное военное сотрудничество этих двух, а также углубление дальнейшего взаимодействия, которое могли обсуждать во время двухчасового разговора с глазу на глаз.

Сотрудничество с Пхеньяном играет важную роль в затяжной войне против Украины: Россия может быть заинтересована не только в получении существующих северокорейских артиллерийских снарядов и ракет, но и в активном привлечении северокорейских военно-промышленных мощностей к производству оружия для российской армии. Кроме того, в российских политических кругах и в информационном пространстве циркулирует информация о возможности использования северокорейских трудовых мигрантов в восстановлении оккупированных украинских территорий. Одновременно с этим можно предположить, что Путин мог обсуждать вопрос привлечения северокорейцев к участию в военных действиях. Но сейчас трудно предвидеть вероятность такого развития событий, поскольку это зависит от ряда факторов (прежде всего оценки Северной Кореей собственных рисков в сфере безопасности) и больше рассматривается как ситуация, которая должна находиться под пристальным контролем.

Что же получает Пхеньян в обмен на свою помощь Москве?

Во-первых, ослабление санкций и готовность РФ поддерживать экономическую машину северокорейского режима через поставки продовольствия, энергетических ресурсов, денежных средств.

Во-вторых, частичное сбалансирование торговли и уменьшение зависимости от Китая. На протяжении последних десятилетий торговля с Китаем составляла около 90% общего товарооборота Северной Кореи. Вместе с тем в 2019 году посол России в КНДР признал, что «товарооборот между странами не отвечает реальным возможностям из-за санкций и нехватки валютных средств у корейских партнеров». Теперь РФ не только не боится санкций, но и сама ищет возможности их обойти, а Путин пообещал развивать «альтернативные, неподконтрольные Западу механизмы торговли и взаимных расчетов».

Читайте также: Почему Путин приехал во Вьетнам? — NYT

В-третьих, сотрудничество с РФ создает своеобразное «прикрытие» для КНДР в ее ракетно-ядреных испытаниях перед новыми санкционными ограничениями в Совете Безопасности ООН.

В-четвертых, Северная Корея получает возможность испытывать в боевых условиях собственное оружие, в частности ракеты.

В-пятых, Пхеньян рассчитывает получить передовые технологии для своих ракетно-ядерной и космической программ, усовершенствования подводных лодок. Южнокорейские войска предполагают, что в прошлом году в ноябре Россия помогла КНДР успешно вывести на орбиту разведывательный спутник. В планах КНДР — запустить еще три спутника-шпиона. В мае этого года ракета-носитель взорвалась сразу после взлета во время очередного запуска спутника, поэтому дальнейшая потребность в российской помощи очевидна.

Последний пункт — довольно чувствительная тема для Южной Кореи. В Сеуле надеются, что Россия будет ответственной и избирательной в предоставлении передовых военных технологий Пхеньяну, поскольку это может серьезно подорвать безопасность на Корейском полуострове. Для Москвы опасения Южной Кореи — серьезный элемент шантажа в вопросах поддержки Украины, прежде всего в том, что касается прямой поставки оружия. Сейчас Путин повысил ставки в этом направлении: он не только не стал скрывать тайное военное сотрудничество с Пхеньяном, но и фактически заключил с ним военный союз. Это определение, кстати, подтвердил сам Ким Чен Ын, заявив о «торжественном старте союзнических отношений КНДР и РФ». Такие действия поставили перед серьезным вызовом южнокорейское правительство, которое накануне визита Путина призвало Москву не пересекать «красные линии» в отношениях с Северной Кореей. Несмотря на российско-северокорейское военное взаимодействие, правительство страны пыталось избегать обострения отношений с РФ, находясь под давлением политических элит, которые до сих пор уверены, что Москва может быть конструктивным игроком в достижении мира на Корейском полуострове.

Читайте также: Новый ядерный шантаж. Что Путин задумал на этот раз?

Южная Корея в ответ на российско-северокорейский договор отважилась на решительный шаг — заявила о намерении пересмотреть вопрос поставки оружия Украине.

Представитель президента заявил, что Южная Корея будет сохранять стратегическую двусмысленность по видам оружия, которое может быть поставлено Украине. «Конкретные мероприятия будут раскрыты позже и будет интересно посмотреть, как отреагирует Россия, а не раскрывать наши планы заранее», — сказал чиновник журналистам.

Одновременно с визитом Путина в Пхеньян в Сеуле проходил дипломатический диалог и диалог в сфере безопасности «2+2» на уровне профильных вице-министров. В последнее время Южная Корея пытается наладить отношения с Китаем, которые дали трещину на фоне усиления сотрудничества треугольника США—Япония—Южная Корея и обострения американо-китайского противостояния. Южнокорейская власть надеется на сдерживающую роль Пекина в углубление отношений между РФ и КНДР, прежде всего в том, что касается передачи чувствительных технологий, апеллируя к тому, что Китай не заинтересован в росте ракетно-ядерного потенциала КНДР, который может вызвать неконтролируемые процессы на Корейском полуострове. Пекин внимательно следит за развитием взаимодействия между Москвой и Пхеньяном, поддерживая тесную коммуникацию с обоими, но вместе с тем пытается отделить себя от ассоциации с треугольником КНР—РФ—КНДР. Впрочем, единственный комментарий Пекина по поводу визита Путина в Пхеньян был о том, что две страны «как дружные и близкие соседи имеют законную потребность в обменах, сотрудничестве и развитии отношений».

В то же время в Соединенных Штатах назвали этот визит «признаком отчаяния». По словам госсекретаря Энтони Блинкена, «Россия в отчаянии пытается развивать и укреплять отношения со странами, которые могут обеспечить ее тем, что ей нужно для продолжения агрессивной войны, которую она начала против Украины». Впрочем, есть и более алармистские мысли. Так, бывший советник по вопросам национальной безопасности США, а ныне ведущий аналитик Центра стратегических и международных исследований Виктор Ча считает, что саммит представляет «самую большую угрозу для национальной безопасности США со времен Корейской войны, а передача технологий Россией — серьезный сигнал для пробуждения Белого дома, Азии и Кореи».

Россия и КНДР утверждают, что их союз носит исключительно «миролюбивый и оборонительный характер». Вместе с тем Путин ожидаемо переложил вину за напряжение на Корейском полуострове на США из-за их «конфронтационной политики в регионе по расширению своей военной инфраструктуры» в Северо-Восточной Азии и увеличения количества военных учений «враждебного к КНДР характера» при участии Южной Кореи и Японии.

Читайте также: Визит Путина несет Вьетнаму выгоды, заставляющие его рисковать отношениями с США – Reuters

В то же время сам Путин не только развязал кровопролитную войну против Украины на европейском континенте, но и активно формирует ось зла, нацеленную на подрыв ситуации в Азии. Создание военного союза с Северной Кореей порождает дополнительные вызовы для Украины и угрожает обострением на Корейском полуострове, — кремлевский диктатор заинтересован в разжигании локальных конфликтов в мире, чтобы распылить силы США и их союзников.

Предостережения и робкие шаги западных стран по поддержке Украины, как и отсутствие стратегии победы над РФ, дали возможность Москве не только устоять экономически и наладить военные поставки из КНДР, но и легализовать незаконные действия и нарушения международного права, создавая для этого свою параллельную «правовую основу». Путин и Ким Чен Ын откровенно подрывают международный порядок, дерзко разъезжая на подсанкционном люксовом «Мерседесе» по улицам Пхеньяна, — яркий символ того, что эти двое сейчас чувствуют себя уверенно на фоне слабости Запада и отстраненности остального мира.