UA / RU
Поддержать ZN.ua

В вопросе Донбасса Зеленский идет по пути наименьшего сопротивления – Елисеев

За год президент так и не сформулировал стратегию деоккупации Крыма и ОРДЛО.

За первый год президентства Владимир Зеленский так и не сформулировал четкую проукраинскую стратегию деоккупации ОРДЛО и восстановления украинского суверенитета над аннексированным Крымом, констатирует чрезвычайный и полномочный посол Константин Елисеев. По его мнению, в вопросе урегулирования ситуации в Донбассе, Зеленский "шел по пути наименьшего сопротивления".

"Фрагментарные и непродуманные шаги на минском треке лишь усложнили ситуацию, сделали Украину заложницей политических прихотей Кремля. Здесь следует напомнить о неоднозначных идеях Банковой в отношении восстановления экономических связей с оккупированными Россией украинскими территориями. Так и не была реализована представленная с помпой инициатива примирения украинцев по обе стороны линии разграничения. Не заработал действительно эффективно, как было обещано, информационный канал для украинцев в ОРДЛО с целью противодействия российским фейкам. Исчезли последние иллюзии об установлении быстрого мира в Донбассе", - пишет Елисеев в своем материале для ZN.UA.

"В вопросе урегулирования ситуации на Востоке Зеленский шел путем наименьшего сопротивления. Ему не удалось добиться полного и всеобъемлющего режима прекращения огня и сделать так, чтобы украинские герои больше не погибали от вражеских пуль. Тогда он согласился на давно навязываемую Москвой идею "разведения сил и средств" вдоль контактной линии, что означало фактическое отступление украинских вооруженных сил и возврат агрессору отвоеванных украинских территорий", - отмечает дипломат.

"Вместо того чтобы настаивать на выполнении Россией безопасностной части минских договоренностей, Зеленский согласился на кремлевскую версию "формулы Штайнмайера", фактически легализируя российский сценарий урегулирования ситуации в Донбассе. Не удается осуществить обмен… по формуле "всех на всех", - глава государства соглашается на российский принцип обмена "всех установленных на всех установленных", отдавая преступников и "беркутовцев", - добавляет автор.

Он поясняет, что такие действия Банковой закладывают основу для бесконечного и дозированного процесса обмена, побуждающая Кремль постоянно пополнять обменный фонд, увеличивая количество украинских граждан за вражескими решетками. Апогеем безответственности Елисеев называет освобождение ключевого свидетеля по делу МН-17 Владимира Цемаха, что "создало трещину недоразумения в отношениях с Нидерландами".

"Вместо того чтобы держать жесткую переговорную линию с агрессором по принципу "сначала безопасность", Зе!дипломатия продолжала плыть в русле российской логики, состоящей в перекладывании на Украину ответственности за решение политических аспектов "Минска". Выразительным свидетельством этого стали результаты Парижского саммита нормандского формата в декабре 2019 года. Москве удалось "нарезать" Украине домашние задания на политическом треке, не взяв на себя при этом никаких безопасностных обязательств. Так и не был установлен в Донбассе полный и всеобъемлющий режим прекращения огня, не урегулированы вопросы восстановления Киевом контроля над украино-российской границей, чтобы сделать невозможным постоянное снабжение Россией оружием, техникой и военной амуницией российских вооруженных сил.

Канула в Лету идея создания подгруппы по вопросам границы в рамках Трехсторонней контактной группы для подготовки поэтапного плана возобновления Украиной контроля над 400-километровым участком украино-российской границы", - констатирует Елисеев.

Он также обратил внимание на отсутствие усилий, направленных на размещение международного миротворческого контингента ООН в ОРДЛО – несмотря на некоторый прогресс, который был достигнут на этом направлении в предыдущие годы,

"Не получила дальнейшего развития и инициатива, поддержанная нашими партнерами, о размещении на оккупированной части Донбасса миротворческой операции ООН. Напомню: концепция такой операции еще в 2018 году была согласована в формате Украина-США-ФРГ-Франция и передана на рассмотрение в Москву. Более того, идея размещения в Донбассе международной миротворческой миссии под эгидой ООН для способствования имплементации Минских договоренностей вошла в текст коалиционного соглашения правительства Германии. Дипломатия Зеленского в течение года так и не использовала площадку Совета Безопасности и Генассамблеи ООН для продвижения этой идеи. А сам президент и словом не обмолвился об этой важной инициативе, которой так боится российский агрессор, во время своего выступления с высокой трибуны ООН в Нью-Йорке в сентябре 2019 года", - выразил сожаление дипломат.

К тому же, в течение года практически ничего не было сделано для восстановления свободного судоходства в акваториях Азовского и Черного морей. Не были приняты решительные меры по координации с международными партнерами, чтобы не допустить ползучую аннексию Азовского моря Россией. Эта тема исчезла из повестки дня дипломатии Зеленского, резюмирует Елисеев.

Читайте также: Дипломат указал на дефицит целостности и профессионализма во внешней политике Зеленского

На каких дипломатических направлениях сконцентрировал усилия Владимир Зеленский в первый год на посту президента, какие провалы допустил и в чем преуспел, анализирует чрезвычайный и полномочный посол Константин Елисеев в статье "Дипломатия эпохи президента Зеленского. Год первый" в ZN.UA.