Базовой проблемой конституционного реформирования в Украине является его конфликтный, соревновательный характер, а содержание конституционных реформ раз за разом приносят в жертву политической конъюнктуре, пишет основатель Института стратегических исследований "Новая Украина", доктор экономических наук, экс-глава администрации бывшего президента Виктора Януковича Сергей Левочкин в своей статье для ZN.UA.
"Какой бы из предшествующих проектов изменений мы ни брали, постоянно оказывается, что он изначально задумывался и реализовался как инструмент политической борьбы. Усилить полномочия института, который контролируешь. Ослабить институт, который контролируют оппоненты. Все. Никаких выходящих за эти рамки задач не ставилось. Это тупиковый путь. Мы пережили уже целую серию конституционных переформатирований. И ни разу эти важнейшие решения не привели к успеху. Политическая модель все так же нестабильна. Конфликт полномочий сохраняется на всех уровнях. И главное, надежно защитить права и свободы граждан, преодолеть политическую отчужденность украинского общества так и не удалось", - пишет Левочкин.
По его мнению, сейчас ситуация повторяется, а нынешние руководители конституционных изменений повторяют все старые ошибки.
"Что будет, если президент сможет продавить свою версию изменений? Он, безусловно, станет сильнее в противовес парализованному и безвольному парламенту. Станет ли это фактором оптимизации для политической системы? Скорее всего, нет. Потому что опять речь идет о влиянии, но не о работоспособности и преодолении конституционных проблем, значимых для общества, а не только для Банковой", - говорится в статье.
По мнению Левочкина, настало время кардинально менять сам подход к реформированию этой сферы.
"На смену логике конфронтации должна прийти логика урегулирования. Хватит думать о том, как занять более выгодную позицию в политическом конфликте. Усилия надо направить на формирование модели, в которой любые политические конфликты будут эффективно регулироваться. Без насилия и принуждения, на основе диалога и компромисса. Только это даст шанс украинскому государству не оказываться раз за разом на грани краха. Но для этого придется руководствоваться интересами общества, а не сиюминутными желаниями политиков, спешащих насладиться своим временно господствующим статусом", - отмечает автор.
Также Левочкин предлагает либо открыто заявить, что глава государства должен стать главой исполнительной власти, отменяя должность премьер-министра, либо радикально урезать полномочия президента.
"Я совершенно убежден, что второй вариант более адекватен стоящим перед украинским обществом задачам. Сторонники президентской власти утверждают, что глава государства - это единственная надежда сохранить контроль над ситуацией в кризисное время. Но не будем лукавить, именно президентский волюнтаризм обычно становится причиной кризисов", - отмечает экс-глава АП.
Напомним, по мнению Левочкина, при всей общенациональной значимости, тема конституционных изменений в Украине остается закрытой и непубличной, а идея организации широкой общественной дискуссии и привлечения экспертов отброшена прочь.
Подробнее о теме реформирования Конституции читайте в статье Сергея Левочкина "Конституционная реформа: новый Общественный договор или перманентный конфликт" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".