UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Киеве презентовали обновленную версию книги Леонида Кучмы "Украина — не Россия": несколько цитат

Теперь произведение направлено на украинскую аудиторию и не пытается что-то объяснить врагу.

"Россия, относительно которой у нас были еще какие-то иллюзии, — та россия умерла. Но осталась другая россия. Расположенная рядом. Ощетинившаяся оружием. Которая ничего не забудет и ничему не научится. Которую нам надо будет понимать и просчитывать, если мы не хотим просчитаться ", — говорится в одном из отрывков книги второго президента Украины Леонида Кучмы "Украина — не Россия. Двадцать лет спустя". Это обновленная версия первого издания известного произведения, презентация которой прошла в Киеве 20 ноября, сообщила пресс-служба президентского фонда Леонида Кучмы «Украина».

Книга "Украина — не Россия" вышла осенью 2003 года. В ней автор пытался объяснить в первую очередь россиянам, почему те не имеют никакого права вмешиваться в дела Украины и ее народа, обращаясь к конкретным историческим примерам.

Зимой 2023 года Кучма решил переиздать книгу после того, как ракета войск РФ попала в жилой дом в Днепре. На месте удара спасатели нашли частично уничтоженную огнем первую версию произведения "Украина — не Россия". Изображение именно той поврежденной книги стало обложкой переиздания.

"Там было именно то, что я писал для россиян. Когда верил, что с ними можно как-то нормально говорить, что-то объяснять им. И теперь оно сгорело. Все. В это время я принял решение переиздать книгу. Она теперь не пытается ничего объяснять чужим. Она — для украинского читателя, для своих. Все добрые слова о России, сказанные когда-то, сожгла, выжгла сама Россия", — сказал Кучма на презентации "Украина — не Россия. Двадцать лет спустя".

Президентский фонд Леонида Кучмы «Україна»

Читайте также: Politico: Россия переживет поражение в Украине, но что будет дальше?

Как отмечается, новая версия не содержит никаких обращений к оккупантам. Также сокращены или удалены разделы, утратившие актуальность со временем. Каждый раздел получил дополнительные разлогие комментарии от автора. Размышления из 2023 года обозначили курсивом, а текст 2003 года оставили неизменным.

"Формула «Украина — не Россия» до сих пор влияет на российских чиновников так же нехорошо, как на чертей святая вода. Значит, она должна звучать дальше, и звучать громче. Украина — не россия. Аксиома, которую мне пришлось доказывать 20 лет назад. Тогда она была вызовом, почти революцией. Сегодня она звучит как очевидность, почти банальность. Тогда это означало — «не то же самое». Не тождественно. А теперь это означает «ничего общего». Противоположность. Абсолютная противоположность", — подчеркнул Кучма.

В президентском фонде уточнили, что печатный тираж "Украина — не Россия. Двадцать лет спустя" прежде всего предназначен для Сил безопасности и обороны нашего государства, крупнейших украинских библиотек, ВУЗов и органов власти — они получат экземпляры до конца 2023 года. В ближайшее время электронную версию книги также выложат в свободном доступе.

Читайте также: Стратегия Запада и Украины в борьбе с агрессией РФ требует изменений — Foreign Affairs

В пресс-службе президентского фонда Леонида Кучмы «Украина» также привели несколько цитат из обновленного издания.

***

О российских упреках в отношении "укронацистов":

"Кого они смеют обвинять в нацизме, в мании национальной исключительности? Страну, которую к решающему сопротивлению диктатуре в 2013 году первым призвал Мустафа Найем – афганец? В которой фразу «Добрый вечер, мы из Украины!» в 2022-м легендарным паролем борьбы сделал Виталий Ким – кореец? В которой, я уверен, символом партизанского сопротивления оккупантам останется 16-летний герой-украинец Тигран Оганисян? В которой самые высокие и ответственные позиции в правительстве и парламенте занимали и занимают люди российского, белорусского, армянского, грузинского, бурятского, даже африканского происхождения? В которой, в конце концов, довольно длительный период евреи одновременно занимали посты президента, премьер-министра и одного из лидеров оппозиции? И в которой, что самое главное, почти всем безразлично, кто по происхождению президент или министр, сосед или сотрудник – чтоб человек был хороший. И, что стало особенно важным после начала полномасштабной российской агрессии, чтобы был украинцем не кровью, а сердцем.

Не менее важный вопрос – кто обвиняет украинцев в нацизме? К примеру, кто из российской власти? В первую очередь – Путин. А кто его герои? Часто и увлеченно он цитирует «настоящего патриота – Ивана Александровича Ильина». Того самого, что в статье «Национал-социализм» горячо приветствовал приход к власти Гитлера, «категорически отказываясь расценивать события с точки зрения немецких евреев». А действительно, чего та точка зрения должна была интересовать путинского любимца и «настоящего патриота» Ильина, если ради получения членского билета Палаты писателей Рейха (третьего рейха, конечно!) он усердно писал в заявлении: «готов подтвердить под присягой, что я и жена – самые чистые арийцы».

"Российские власти четко пошли по лекалам, которые я с тревогой описывал в этой книге двадцать лет назад. Поверьте, я не подсказывал тезисы Путину. Я просто почувствовал все это задолго до того, как теории новоиспеченного «историка» начали воплощаться в форме ракетных ударов. Из уродливого зародыша наконец-то вылупился монстр. Но ядовитые газы глупости и ненависти рассеяны в российском воздухе уже давно. И самая тяжелая проблема в том, что именно в этой «атмосфере» легче и приятнее всего дышится россиянам."

***

О РФ и НАТО:

"россия, которую мы знали, привычная, хотя и «другая», соседка – та россия умерла. россия умерла вместе с сотнями замученных, изнасилованных, связанных и застреленных в затылок простых жителей наших Буч, Бородянок и Гостомелей. Российские «борцы с нацизмом» убили тысячи переживших нашествие их немецких предшественников – поэтому для нас россия умерла вместе с 96-летним Борисом Романченко, который пережил четыре нацистских концлагеря, избежал газовой печи, но был сожжен в собственной квартире в Харькове снарядом от новейших «борцов с бандеровским нацизмом». россия умерла вместе с 91-летней Вандой Объедковой, умерла голодной смертью в темном мариупольском подвале, где старушка, которая 80 лет назад пряталась – тоже в подвале! – от Аушвица, теперь искала спасения от российских "освободителей". Россия умерла вместе с остатками своей свободы мысли и совести, которых не хватило не только на общественное сопротивление россиян войне, но и даже на более-менее заметное протестное движение.

Да. россия, относительно которой у нас были еще какие-то иллюзии, – россия умерла. Но осталась другая россия. Расположенная рядом. Ощетинившаяся оружием. Которая ничего не забудет и ничему не научится. Которую нам нужно будет понимать и просчитывать, если мы не хотим просчитаться.

Но для начала мы должны выиграть решающие битвы, выбросить оккупантов из нашей земли, стать членом НАТО."

***

О российских ракетах:

"Определенное количество Х-22 было и у нас, но в конце 90-х годов в рамках процесса денуклеаризации мы передали их рф. Тогда мы (как, кстати, и Запад) относились к этому спокойно, ведь эта ракета разрабатывалась исключительно для поражения крупных соединений авианосцев ядерными зарядами из стратегического бомбардировщика Ту-22. У нас не было ни ядерных зарядов, ни Ту-22, ни потребности охотиться за авианосцами, ни собственных авианосцев, которым угрожает Х-22. К тому же обслуживать эту российскую ракету можно было только в россии, а срок годности Х-22 истек, и уже в ближайшие годы по всем нормативам их должны были списать и отправить на утилизацию. Поэтому от этого оружия никакой угрозы для Украины быть не могло – тем более что передавалось оно не какому-то «отмороженному» террористическому режиму, а якобы же демократическому государству, стратегическому партнеру Запада, члену элитной группы G-8…

Но после Ельцина пришел Путин. За два десятилетия его правления с россии осыпалась шелуха внешней «нормальности». В руках изверга даже хирургический скальпель может быть не инструментом спасения, а орудием извращенной жестокости – а что же говорить об оружии... Я помню настоящий шок, когда понял, чем именно россия ударила по днепровской «панельке». Помню, как такой непропорциональной, аномальной жестокостью был поражен мир. И помню, что чуть ли не больше он был поражен тем, что после этого стойкость украинцев, их решимость на сопротивление только крепла.

Нелюди – это те, кто бьют по домам мирных людей ракетами против соединений авианосцев. А несокрушимые – это те, кто после таких ударов только становятся более крепкими и едиными, закаляются и сплачиваются. И не знаю, могут ли быть между этими двумя сообществами какие-то точки соприкосновения, кроме как на линии столкновения."

***

О Тузле:

"На острове я увидел, что военные готовы к решительному сопротивлению. И это было самое главное. Остальное – организация обороны – было вопросом более техническим. Я предупредил россиян, что в случае нарушения ими нашей границы мы открываем огонь. Россияне услышали – дамба остановилась. Остановилась всего за сто метров до острова Тузла.

Как стало понятно уже потом, тогда мы выиграли для Украины десять лет. И их нужно было потратить на системную работу, чтобы избежать «рецидива». Я имею в виду не только укрепление обороны, хотя Тузла ясно продемонстрировала необходимость этого. Если бы в течение того времени мы еще и воевали за ум и душу крымчан, может, и не пришлось бы сейчас воевать за Крым."

"Я уверен – если бы Украина начала защищать тогда Крым, россия не ворвалась бы и в Донбасс. Оборона Тузлы 2003 года должна была стать моделью для власти Украины весной 2014-го. Мне тогда было буквально физически больно, что не стала.

Но, очевидно, та боль и тот позор, которые я испытывал, оказались жгучим уроком для всех украинцев – и для власти, и для армии, и для общества. Третья попытка россиян, рассчитывавших на «прогулку по холодку», стала для них адом. Украина героически выдержала удар и дает жесткий ответ тем, кто в феврале 2022 года почему-то решил, что мы его законная добыча. Армия, общество, власть показывают себя абсолютно достойно. Отдельно отмечу мужество президента Зеленского, который остался в Киеве в самые трудные и решающие для организации сопротивления часы 24 и 25 февраля."

***

О Западе:

"Запад нас "не видел". Вместо этого "смотрел сквозь розовые очки" на Путина. Это не моя метафора, это прямая цитата из только что рассекреченных документов, которые появились в британской прессе летом 2023 года. Там речь шла о моих попытках склонить в 2002 году году премьер-министра Тони Блэра к поддержке движения Украины в Евросоюз и НАТО. Но даже Блэр (которого в «слитой» переписке я называл искренним другом Украины и который, в отличие от вышеперечисленных европейских чиновников, действительно был таким) не стал нам помогать и сделал выбор в пользу более тесных взаимоотношений с Путиным. Это было типично. Два десятилетия назад Запад, вдохновленный возвращением за «шахматную доску» понятного и (как ему казалось) прогнозируемого игрока, предпочитал видеть в нем не только привычного соперника, но и партнера и даже союзника – например, против исламских террористов. Что в итоге – известно."

***

О рисках после Победы:

"После победы у нас будет принципиально новая структура общества, которая будет определять украинскую политическую жизнь. И она будет сложной.

С одной стороны, чрезвычайно важную роль будут играть безусловно конструктивные новые сообщества – ветераны, волонтеры, другие силы с ответственной государственной программой. Но ведь с другой – большая часть общества будет состоять из тех, кого и в прямом, и в образном смысле можно будет назвать «отверженными». Миллионы украинцев будут жить после войны гораздо хуже, чем до ее начала. Будет чрезвычайно много тех, кто потерял (перечисляю в произвольном порядке) дом, кормильца, сбережения, здоровье, работу... Будут беженцы, которым некуда будет возвращаться. Будет тяжело.

У пролетариев не было ничего, кроме собственных цепей – а у нас появятся те, у кого не будет ничего, кроме избирательного бюллетеня. Конечно, я преувеличиваю. Но только для того, чтобы предупредить о реальной проблеме. Если бы в Украине была «левая» с традицией, с доверием к ней общества – преодолевать эту проблему было бы легче. А так социально-протестную повестку дня, наверное, будут перехватывать популисты, среди которых, думаю, будут и «новые левые». Какие – пока неизвестно. Надеюсь, что у украинского народа теперь хватит мудрости, чтобы не дать снова занять такую важную политическую нишу тем, кому на самом деле безразличны интересы и общества, и государства (а самое главное – тем, кто защищает интересы государства, но чужого).