UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ЕС есть строительная и региональная политика. И никакой градостроительной – Анна Бондарь

На региональной политике, которая очень актуальна с учетом восстановления страны, должно строиться будущее восстановление. Строительство здесь – хоть и ключевой, но инструмент

В основе острой борьбы вокруг градостроительной реформы в Украине лежит отсутствие гармонизации законодательства с ЕС и продление жизни представителей власти в «мире мифов и легенд» – заявила в интервью парламентским аналитикам «Руху ЧЕСНО» Александру Салиженко и Виктории Олейник народный депутат и архитектор Анна Бондарь. Она является главой подкомитета ВРУ по вопросам градостроительства, благоустройства и земельных отношений и главой рабочей группы по разработке Градостроительного кодекса.

«Во-первых, нужно гармонизировать наше законодательство с ЕС. Мы подробно исследовали этот вопрос, послушали иностранцев, и я поняла, что мы все еще живем в мире мифов и легенд . В ЕС есть строительная и региональная политика. Никакой градостроительной политики в ЕС нет. Есть принципы, которым следуют», – ответила Бондарь на вопрос в чем заключается основная проблема отрасли и что государству реально нужно изменить в подходах, чтобы ввести честные правила игры для всех участников строительного рынка.

Нардеп привела пример, когда Украина двигается в ногу с ЕС – вопрос энергоэффективности в градостроительстве, где действует соответствующий закон, предусматривающий стратегическую экологическую оценку при разработке планировочной документации. Но в Украине еще нет ни подзаконных актов, ни закона о переработке строительного мусора (в ЕС запланировано к 2030 году 70% строительного мусора перерабатывать на стройматериалы). Также Украина до сих пор не перешли на еврокоды, а пользуются ДБН и ДСТУ.

Читайте также: В НАПК официально признали непрозрачность принятия законопроекта 5655 – народная депутат Анна Бондарь

По словам Бондарь, в Евросоюзе на региональном уровне действует политика сплоченности – cohesion policy, которая основывается на конкуренции.

«Например, общине нужен мост, больница или набережная, но денег на строительство нет. Надо подаваться на грант ЕС. Община формирует заявку и подается. В результате общины конкурируют между собой за ресурс на строительство. Выигрывает тот, у кого есть градостроительная документация, стратегия развития, проведено общественное обсуждение, выделен земельный участок, есть способность органов местного самоуправления подать заявку с бюджетом, с соответствующими сроками и исполнителями», – говорит нардеп.

Такой подход, по словам Бондарь, побуждает общины развиваться. Если местные жители выбрали мэра, ничего не делающего и не имеющего денег, то они выбирают другого. Так постепенно накапливаются знания и качество самоуправления.

Читайте также: Не стоит принимать закон 5655 в действующей редакции – отчет ЕК о готовности Украины к переговорам по вступлению в ЕС

«Все общины ЕС сейчас конкурируют за население. Никто в Европе не говорит, что нужно иметь генпланы, но без них шансов на развитие меньше. Для меня это было открытием. Я ожидала, что на сайте ЕС четко определены, какими должны быть города, но этого нет. Как хотите, так и живете. Меня это поразило. Мы пока так не мыслим», – сказала Бондарь.

По ее словам, в Украине уже есть города, сознательно конкурирующие за население. Она ставит в пример мэра Николаева Александра Сенкевича.

«Я всегда его ставлю в пример. Он понимает, что город может приходить в упадок. Поэтому через свою деятельность привлекает людей, потому что люди – это основа. К сожалению, из-за войны постоянного населения в Украине может становиться меньше, поэтому такую большую территорию развивать станет сложнее. А она очень неоднородна – прифронтовые территории, тыловые, оккупированные. Следовательно, региональная политика для нас очень актуальна с учетом обновления страны. На нем должно строиться будущее восстановление. Строительство здесь – хоть и ключевой, но инструмент», – считает Бондарь.

«Кроме того, все иностранные эксперты отмечали два принципа этой работы: децентрализация и участие общественности. Это как раз и будет движение в направлении гармонизации с ЕС. Война – это очень важный вызов. Это сплошное разрушение. Никто не знает, как правильно реагировать на него. Мы ввели разработку комплексных программ восстановления. Программы в процессе. Общинам трудно, потому что непонятно, на какое количество населения рассчитывать, и ситуация постоянно меняется. Добавляется разрушение, население мигрирует, эвакуация, возвращение – это все очень сложно».

Анна Бондарь, народный депутат, председатель подкомитета ВРУ по вопросам градостроительства, благоустройства и земельных отношений

Читайте также: Законопроект 5655: ВР снова попыталась оправдаться за попытки «засекретить» стенограммы комитета Шуляк

Напомним, в отчете о готовности Украины к переговорам по вступлению в ЕС Еврокомиссия отметила, что Украине не стоит принимать существующий в настоящее время закон о градостроительстве в редакции. Судя по контексту, речь идет о скандальном законе №5655, который уже год лежит на Банковой без подписи президента. На старте новой версии реформы из-за уже разворачивающегося в парламенте принятия Градостроительного кодекса эксперт по страхованию Ибрагим Габидулин в статье «Острые углы лжереформы №5655. Без презумпции виновности участников строительного рынка» рассказывает о еще одном важном аспекте законопроекта №5655, который изначально выводил его за цивилизованные рамки.