UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина все еще не определилась с правовой квалификацией событий на Донбассе: чем это чревато и как исправить ситуацию

Случаи осуждения за терроризм создают неразбериху для международных учреждений правосудия.

Сегодня органы государственной власти Украины и первые лица нашего государства утверждают, что конфликт на Востоке страны является агрессией и оккупацией со стороны РФ, пишет в своей статье для "Лига.нет" бывший заместитель генпрокурора Гюндуз Мамедов.

Так конфликт квалифицируют и в Департаменте надзора за расследованием преступлений в условиях вооруженного конфликта ОГП.

"Даже Офис Прокурора Международного уголовного суда уже признал, что в конфликте на Востоке присутствует международная составляющая (т.е. агрессия со стороны РФ), хотя это международное учреждение пока трактует конфликт на Востоке Украины как международный и немеждународный. Свой доклад о состоянии вооруженных конфликтов МУС делает ежегодно, и может изменить квалификацию событий на Востоке Украины на международный конфликт, но только в том случае, если украинская сторона предоставит достаточные и неоспоримые доказательства этого ", — пишет Мамедов, добавляя, что в Украине все еще не пришли к окончательному выводу о правовой квалификации событий на Донбассе.

Он рассказал о случаях, когда нарушителям инкриминируют различные обвинения за один и тот же состав преступления: либо государственная измена, либо участие в террористической организации, либо участие в незаконных вооруженных формированиях, либо военные преступления.

В 2018 году ВР приняла Закон Украины "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях". В тексте этого закона впервые к событиям на Востоке Украины было применено понятие "оккупация".

"Режим оккупации фактически констатируется из-за утверждения о "вооруженной агрессии Российской Федерации" и осуществления "общего эффективного контроля над территорией". В дальнейшем эта квалификация начала осуществляться и в пределах уголовных производств. До сих пор существовало в общей сложности 4 судебных приговоров по статье 438 УКУ" (нарушение обычаев войны)", — пишет Мамедов.

Касаемо установления режима оккупации Международный уголовный суд применяет следующие критерии:

Если ситуация отвечает всем трем критериям, объяснил Мамедов, есть основания полагать, что факт оккупации имеет место. Однако он рассказал об еще одном понятии – режиме оккупации через третьи лица, например незаконные вооруженные формирования (occupation by proxy). В этом случае ко всем перечисленным критериям следует добавить еще один: территория контролируется негосударственными вооруженными формированиями, которые находятся под общим контролем государства-агрессора.

"Для Украины доказывание на международном уровне агрессии и оккупации со стороны РФ на Востоке Украины позволит определить Россию как государство, несущее ответственность за преступления, совершенные в ходе этого конфликта, и несущее ответственность за ущерб, причиненный в ходе этого конфликта. Если преступления, совершенные на Востоке Украины, будут квалифицироваться украинскими властями как терроризм, это уменьшит шансы на международное правовое признание российской агрессии и оккупации на Востоке Украины", — пишет Мамедов.

Он объяснил, что Украине нужно иметь единый подход к квалификации преступлений на оккупированных территориях, чтобы доказать факт агрессии и оккупации.

"Осуждение за терроризм создает путаницу для международных учреждений правосудия, а также дает российской стороне аргументы отрицать оккупацию и агрессию, — объясняет Мамедов. - Для доказывания международного статуса конфликта на Востоке Украины украинские органы государственной власти должны придерживаться единой и обязательно точной квалификации в терминах международного права. Прежде всего, действия самопровозглашенных "Л/ДНР" должны оцениваться на предмет наличия составов военных преступлений с точки зрения ст. 438 Уголовного кодекса Украины (а также положений законопроекта 2689 (когда он будет подписан и станет действующим законом)".

По словам Мамедова, также нужно продолжать сбор доказательств и ратифицировать Римский устав Международного уголовного суда.

Читайте также: Большинство украинцев важнейшими проблемами считают коррупцию и войну на Донбассе – опрос

Подробнее о том, придут ли Киев и Москва к согласию по "нулевому варианту", читайте в статье Владимира Кравченко"Новые претензии Путина: что еще он хочет от Украины".