UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украине необходима дискуссия перед созданием национально-территориальной автономии в Крыму – эксперт

Создание национально-территориальной автономии обусловлено характером крымскотатарского народа как коренного народа Украины в Крыму и его компактным проживанием.

Перед внесением изменений в Конституцию Украины о создании национально-территориальной автономии в Крыму в украинском обществе необходимо провести широкую дискуссию, пишет в своей статье для ZN.UA Владимир Шаповал, член-корреспондент НАН Украины, член рабочей группы Комиссии по подготовке проекта Конституции Украины (1994-1996).

"Альтернативы широкому обсуждению с последующим созданием национально-территориальной автономии в Крыму у украинского демократического общества объективно не существует", - говорится в материале.

Шаповал отмечает, что политическое обустройство национально-территориальной автономии в Крыму потребует времени и динамичного общественного развития, а юридическое - профессионально взвешенных и корректных решений, в частности, относительно соответствующих конституционных изменений. "Эти изменения объективно будут иметь значение дорожного указателя, но к ним нельзя относиться легкомысленно, с учетом перспектив развития нашего общества и государства".

Он считает, что создание автономии обусловлено характером крымскотатарского народа как коренного народа Украины именно в Крыму, его компактным проживанием тут и относительной многочисленностью. "Нельзя не сказать о существовании в течение нескольких столетий крымскотатарской государственности. Добавим, что в случае создания такой автономии получим уникальный на сегодня для Европы прецедент, когда для "автономного" этноса и для титульной нации будет характерным исповедование разных религий", - говорится в статье.

"На национально-территориальную природу автономии может указывать ее "декоммунизированное" и "десоветизированное" название (например, Крым или Къырым), и такие же по смыслу названия представительного органа автономии (Меджлис Крыма) и других органов власти, создаваемых в автономии, а также перенесение административного центра автономии в Бахчисарай либо в другое историческое поселение", - отмечается в материале.

Одновременно следует отказаться от употребляемого в законодательстве термина "органы власти Автономной Республики Крым", который могут трактовать как такой, что намекает на какую-то "власть автономии". "Подобных "властей" в унитарном государстве реально не может существовать", - считает автор.

"По моему мнению, следует конституционно оговорить принятие закона Украины о политическом представительстве крымскотатарского народа и его органах, согласно которому предоставить соответствующим органам или органу возможности влиять, даже решающим образом, на определенные решения представительного органа автономии и исполнительных органов власти, создаваемых в ней. Прежде всего на те решения, которые объективно и непосредственно касаются интересов крымскотатарского народа. Формы и средства такого влияния должны быть определены в этом же Законе Украины. Возможно создание на выборах народных депутатов одного или нескольких экстерриториальных округов, где в соответствии с законом будут голосовать граждане Украины по спискам избирателей, сформированным органами политического представительства крымскотатарского народа", - говорится в статье.

Подробнее читайте в материале Владимира Шаповала "Что нам стоит автономию построить…" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".