Обмен пленными между Россией и Украиной в конце сентября одобрил лично президент России Владимир Путин. В частности, он настоял на выдаче Украине командиров «Азова» и получении одиозного пророссийского политика и своего кума Виктора Медведчука несмотря на то, что против такой формулы обмена были представители Федеральной службы безопасности (ФСБ). Об этом сообщает The Washington Post со ссылкой на информацию высокопоставленных украинских и американских чиновников, знакомых с этом вопросом.
По словам источников издания, у представителей ФСБ были опасения по поводу того, что россияне будут недовольны обменом, в том числе соотношением один почти к четырем. Также ФСБ беспокоило, как люди отреагируют на неравноценность обменянных пленных: получением Медведчука и передачей Украине командиров «Азова», которых российская пропаганда назвала неонацистами.
«ФСБ была категорически против, – сказал на условиях анонимности высокопоставленный украинский чиновник, чтобы обсудить чувствительную тему. – Они осознавали последствия того, как сделка будет выглядеть для общественности».
WP отмечают, что президент Украины Владимир Зеленский назвал этот обмен «победой нашего государства», тогда как Кремль подвергся редкой критике со стороны российских сторонников войны против Украины, осуждавших увольнение командиров «Азова».
«Это хуже преступления... и хуже ошибки. Это огромная глупость», – цитирует издание Telegram российского террориста Игоря Гиркина.
Обмен произошел, отмечает издание, когда Путин испытал дополнительное внутреннее давление из-за объявления мобилизации в России, чтобы усилить российские подразделения, находящиеся в сложном положении на фронте. Российские неудачи вызывали сомнения в стратегической мудрости лидера, долгое время считавшегося проницательным и хитрым, хотя и безжалостным.
Напомним, начальник Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины Кирилл Буданов наоборот заявлял в комментарии журналистам DW, комментируя обмен, что Виктор Медведчук потребовался российской ФСБ.