После Революции достоинства 3 сделала серьезные политические и экономические шаги вперед. Сегодня самое время оценить, что уже сделано и что Украине предстоит достичь в течение следующих 15 лет.
Нация должна поставить перед собой амбициозные цели, такие как достичь ежегодного экономического роста на уровне 6-7%. Об этом в своей статье пишет эксперт Atlantic Council Андрес Аслунд, который убежден, что достичь такого экономического роста вполне возможно, поскольку Украина очень отстает от своих соседей.
Украина должна сделать приоритетными семь ключевых вещей: финансовая стабильность, доступ к рынкам ЕС, свобода от виз в пределах Европы, приватизация и дерегуляция, политическая реформа и реформирование государства, реформа юстиции и вступление в Евросоюз в 2030 году. Бюджетный дефицит взят под контроль. В прошлом году государственные расходы были сокращены с 53% от ВВП до 44%. Аслунд советует продолжить сокращение государственных расходов до 35% от ВВП, как в Литве и Румынии. Эксперт замечает, что непомерный налог на заработную плату в размере 45% был также уменьшен до 22%. Годовой показатель инфляции уже опустился ниже 10%, а Нацбанк начал сокращать свои процентные ставки. Когда они уменьшатся до 20% в год, инвестиции оживятся.
Автор напоминает, что соглашение об ассоциации с ЕС открыло европейские рынки для Украины. Однако оно также сильно ограничивает экспорт 36 ключевых украинских товаров специальными квотами, которые надо увеличить. В то же время эксперт отмечает, что соглашение о свободной торговле сделало возможными прямые иностранные инвестиции за счет включения Украины в европейскую сеть обеспечения. Вероятно, это станет основным источником экономического роста, если не считать агросектор. Доля ЕС в украинском экспорте должна быстро увеличиться с трети до двух третей, как у остальных стран Восточной Европы.
ЕС близок к тому, чтобы гарантировать Украине свободу от визового режима. Это позволит свободно путешествовать по Европе. Десятки тысяч украинцев уже получают высшее образование в странах ЕС, миллионы работают там, получая ценный опыт. Безвизовый режим усилит все эти процессы международного обмена. В начале 90-х годов поляки возвращались домой из Европы с новым мировоззрением, навыками, требованиями проведения реформ в своей стране. Все это принесло выгоду Польши. Скорее всего, это же произойдет и в Украине.
По мнению Аслунда, худшей ловушкой для экономического роста Украины пряталась в торговле газом. В 1998 году трейдер Игорь Бакай сказал, что очень богатые люди на Украине заработали свои деньги на "голубом топливе". Недавнее уравнивание цен на газ для населения и компаний сделали невозможным махинации на этом рынке. Эксперт убежден, что это стало "серьезным ударом по украинским олигархам". Он добавляет, что Украине нужно очистить все свои рынки от монополизации и вмешательства коррумпированных государственных органов. Для этого нужно провести дерегуляцию и отменить все вредные правила или инспекции. Также страна должна избавиться от бремени из 3,5 тысяч государственных компаний, большинство которых сегодня в руинах.
Следующим шагом, по мнению Аслунда, должна стать очистка политической системы. Украинские выборы слишком дорогие, однако новые правила предусматривают государственное финансирование для всех политических партий.
Коалиционное соглашение 2014 года призывает к пропорциональной избирательной системе с открытыми списками, то есть к переходу к системе, которая работает в Финляндии и Германии. Автор советует принять соответствующее законодательство. Депутаты должны быть ограничены в своих полномочиях. Им надо запретить вмешиваться в работу государственных компаний. Аслунд отмечает новое украинское законодательство о декларировании доходов государственных служащих, которое дает надежду на повышение прозрачности.
Самая большая проблема для борьбы с коррупцией в Украине – это ужасно коррумпированная система правосудия. Ключевую роль играют прокуратура и суды. Восточная Германия, Эстония и Грузия добились значительного успеха в реформе системы юстиции. Они просто уволили всех старых судей и прокуроров, а затем наняли совершенно новых. И Украине стоит сделать так же. Более сложный и длинный путь – это создать отдельные антикоррупционные службы, как в Румынии. Конечно, румынский рецепт сработал, но он занял больше времени. И для этого понадобится серьезное давление со стороны ЕС.
Если Украина достигнет успеха на этом пути и построит свободные и честные экономическую, политическую и юридическую системы, тогда страна будет готова подать заявку на членство в ЕС в 2020 году, как заявлял президент Петр Порошенко. Обычно процесс принятия нового члена занимает некоторое время. Поэтому Украина сможет присоединиться к объединению в 2030 году.
Ранее New York Times писало, что ЕБРР дал Украине 2-3 месяца на запуск реформ. Издание напоминает, что в 2014-2014 году Украина получила от ЕБРР 2,2 миллиарда евро инвестиций. Таким образом, она стала крупнейшим получателем средств от банка. Однако в 2016 году ЕБРР не так активно вкладывал деньги в Украину из-за отсутствия прогресса в проведении реформ.
В свою очередь еврокомиссар Хан в начале июня вернется в Украину для проверки хода реформ.Одной из конкретных реформ, где украинское правительство может достичь результатов, он назвал реформу в сфере государственного управления.
Напомним, бывший посол США в Украине, научный сотрудник Института Брукингса Стивен Пайфер заявил, что Запад может отвернуться от Украины, если в стране не будут проводиться реформы. По его словам, новый президент США продолжит оказывать помощь Украине, если украинское руководство будет проводить серьезные реформы и по-настоящему бороться с коррупцией.