UA / RU
Поддержать ZN.ua

У Зеленского больше шансов возродить экономику, чем закончить войну в Донбассе – Bloomberg

Триумф Зеленского на выборах – это тест на доброжелательный популизм.

Президент Украины Владимир Зеленский добился того, чего не удалось ни одному из его предшественников: завоевать парламентское большинство, избавився от необходимости формирования коалиции. Знает ли он, как извлечь выгоду из этой беспрецедентной победы, станет ясно из его следующих шагов, пишет Леонид Бершидский для агентства Bloomberg.

По предварительным результатам досрочных выборов, "Слуга народа" Зеленского, похоже, не только выиграет 122 мест по спискам, а еще на 125 мест по мажоритарным округам, что дает ему контроль над законодательным органом страны, в котором всего 450 мест. Это освободит его от торгов по поводу портфелей, распределение которых обычно следует за выборами.

Автор отмечает, что это необычайный результат, тем более, что многие кандидаты от партии -политические новички.

Устав от постсоветского управления - сочетания патернализма, коррумпированных личных интересов и потемкинского строительства - украинцы передали своему президенту-комику уникальный мандат, который можно использовать для достижения двух столь необходимых прорывов: экономического, который основан на приватизации и дерегуляции, и прекращения войны на востоке, предупреждает Бершидский.

Первое зависит от выбора кабинета министров, особенно от следующего премьер-министра. Сразу после голосования президент заявил, что хотел бы видеть технократическое правительство, а не политизированное, добавляет автор.

Кандидаты на пост главы правительства: Андрей Кобольев, управляющий государственной нефтегазовой компанией; Юрий Витренко, другой руководитель из той же компании; Владислав Рашкован, зам исполнительного директора НБУ, и два бывших министра при бывшем президенте Петре Порошенко, которые впоследствии стали на старте кампании покровителями Зеленского: бывший министр экономического развития Айварас Абромавичюс и бывший министр финансов Александр Данилюк.

Из этой очереди Рашкован и Витренко, по-видимому, лучше всего соответствуют описанию Зеленского идеального кандидата: "гуру экономики и новое лицо".

Мелинда Харинг, хорошо информированный специалист по Украине в Atlantic Council, недавно провела некоторое время со всеми кандидатами, и ей понравился Витренко, назвав его "общительным и обаятельным". Однако она указала, что опыт его и Коболева в энергетике. Рашкован имеет более широкое понимание того, что должно произойти в украинской экономике.

Прямо перед воскресными выборами Рашкован опубликовал колонку в НВ, которая может рассматриваться как заявка на высшую должность. В ней он призвал к широкой дерегуляции:

"Все, что может делать частный бизнес, должен делать частный бизнес. Государство должно по максимуму не мешать, как бы ни хотелось помочь".

По словам Рашкована, это, наряду с акцентом на повышение производительности труда и стимулирование внутреннего спроса, должно поднять рост Украины до 4-7% в год. Его либертарианская повестка дня должна обратиться к Зеленскому, который часто пренебрежительно относится к государственному регулированию в украинском стиле.

Президент, однако, склонен к импровизации; он все еще может преподнести сюрприз. Но тот, кого он выберет, должен быть приемлем для иностранных инвесторов и институциональных кредиторов Украины, включая МВФ, который все еще должен решить, выдать ли стране еще 2 миллиарда долларов кредитов.

Однако, чтобы добиться каких-либо экономических успехов, Зеленскому нужно будет быстро продвигаться к реформированию печально коррумпированной системы правосудия в Украине. Он обладает законодательной огневой мощью, и капитальный ремонт судебной системы станет одним из главных испытаний его способности руководить, а не просто побеждать на выборах.

Завершение войны на востоке будет еще более жестким предложением, чем восстановление экономики. Перед выборами Зеленский попытался сделать первый шаг, инициировав обмен пленными "все для всех" с Россией. Он даже сделал свой первый звонок президенту России Владимиру Путину, чтобы обсудить это - вопреки советам западных союзников Украины, утверждает он. Однако пока эти переговоры зашли в тупик, потому что обе стороны не могут договориться о том, кого следует обменять, а кого отпустить безоговорочно.

Путину вряд ли захочется помогать Зеленскому, пока президент Украины придерживается непримиримой политики своего предшественника - называть Россию агрессором и вести свою страну в НАТО. Это проблема для начинающего украинского лидера: любые признаки отступления вызовут массовые протесты. Но тогда, с его большинством, у Зеленского есть возможность торговаться с Путиным. Он мог бы, например, смягчить украинский закон о языке, чтобы повысить статус русского языка, широко распространенного на юге и востоке страны, чтобы способствовать более конструктивному диалогу с Москвой. Зеленский неоднократно поддерживал более мягкий закон о языке.

Однако выйти за пределы обмена пленными и возобновить связь с Кремлем будет сложно. Большинство украинцев хотят более тесных связей с ЕС, чем с Россией. Популистский президент не может игнорировать это, независимо от того, сколько у него власти. Москва, со своей стороны, хочет сближения на своих условиях: она не прекратит поддержку непризнанных сепаратистских "народных республик" на востоке Украины без какого-либо вето на ключевые внешнеполитические решения Украины.

Зеленский обязан своей властью надеждам избирателей на то, что он может положить конец войне. Однако пока президент не придумал ничего похожего на реалистичный план. Его лучшим выбором будет привлечь Путина, независимо от того, что из этого выйдет, и одновременно работать над высвобождением экономического потенциала Украины. Если экономика улучшится, и миллионы людей, покинувших страну в поисках работы в Европе, начнут возвращаться, Зеленский, вероятно, будет прощен за неспособность разрешить замороженный конфликт с Россией, подчеркивает автор.

Напомним, 21 июля в Украине прошли досрочные выборы в Верховную Раду. Центральная избирательная комиссия должна огласить результаты голосования в течение 15 дней со дня волеизъявления, то есть не позднее 5 августа. До 10 августа итоги выборов объявят официально.

Согласно Конституции, новоизбранная Верховная Рада должна собраться на свое первое заседание в течение 30 дней с момента обнародования результатов выборов. Последний возможный день, когда должен собраться на заседание новый парламент – 9 сентября 2019 года.

Следите за ходом событий в спецтеме "Досрочные выборы в Верховную Раду".