На этой неделе запуганная российская оппозиция собралась в Брюсселе, чтобы наметить путь возвращения к демократии, в то время как главные соперники Владимира Путина находятся в тюрьмах или изгнании и спорят о том, как двигаться дальше, пишет Financial Times.
Вместо того, чтобы объединить российских либералов, война в Украине углубила существующие расколы и добавила новые противоречия, такие как поддержка военного поражения Москвы и требования Киева о репарациях, которые некоторые среди россиян считают "политически токсичными".
"У них есть эти распри, и, возможно, это займет некоторое время. Было бы хорошо, если бы они смогли продемонстрировать больше единства вокруг какой-то стратегии", - сказал Андрюс Кубилюс, литовский евродепутат, который пригласил оппозиционные группы в Европейский парламент на этой неделе.
Хотя ЕС надеялся объединить их, расколы вновь проявились, когда последователи заключенного в тюрьму антикоррупционного активиста Алексея Навального, самого популярного российского оппозиционного лидера, отказались участвовать в парламентском мероприятии.
Фонд борьбы с коррупцией Навального, который работает в Литве, отклонил приглашения на конференцию, опасаясь оказаться "в одной лодке" с конкурирующими оппозиционерами, которые не разделяют их взгляды, по словам Леонида Волкова, давнего руководителя штаба Навального.
ЕС, который направил на конференцию высокопоставленных чиновников, пытался убедить оппозицию разработать убедительный план развития демократии и сплотить россиян против войны.
"Мы хотим работать с Россией, но с другой Россией", - сказал Майкл Зиберт, директор по Восточной Европе и Центральной Азии дипломатической службы ЕС.
Но оппозиционные группы по-прежнему расходятся во мнениях о том, как достичь этой “другой России” - и кто должен ее возглавить.
Михаил Ходорковский, некогда самый богатый человек России, а теперь самый известный оппонент Путина после Навального, обвинил группу Навального в увековечивании "конфликтных ситуаций".
"В их сознании может быть только лидер. В их мировоззрении не укладывается, что у вас может быть много лидеров - что в этой комнате их полно", - сказал Ходорковский.
47-летний Навальный впервые прославился в начале 2010-х годов во многом благодаря тому, что не обращал внимания на внутренние распри в оппозиции и сосредоточился на создании динамичного, продвинутого в интернете движения, разоблачающего коррупцию.
В отличие от своих соперников, он в основном избегал вечеринок в западных посольствах и поездок на европейские конференции, настаивая на том, что сосредоточенность на реальных проблемах россиян дает ему больше легитимности.
В 2021 году он вернулся в Москву из Берлина, где проходил курс реабилитации после отравления нервно-паралитическим веществом, вину за которое он возложил на Путина. По возвращении он был немедленно арестован, а его организация запрещена.
Любому, кто связан с группой Навального или протестует против войны, грозит арест - этот шаг затруднил для его организации проведение митингов, которые еще два года назад собирали сотни тысяч людей по всей стране. Лишь небольшое число сторонников вышло на улицы в прошлое воскресенье, чтобы поздравить Навального с днем рождения.
Владимир Милов, который неофициально консультирует Навального, но не входит в Фонд борьбы с коррупцией, сказал, что "у них есть огромный политический капитал, наработанный кровью, потом и слезами", и что перспектива быть просто одной из многих оппозиционных групп их не привлекает.
Ходорковский, который посвятил большую часть своего недавнего 50-минутного интервью критике команды Навального, сравнил разницу между "революционной партией и коалицией народного фронта" с ситуацией в России перед Октябрьской революцией 1917 года.
"Мы не знаем ни одного случая, когда революционная партия пришла к власти и в конце концов появилась демократия. С народным фронтом это происходит не всегда, но довольно часто", - сказал Ходорковский.
Хотя Ходорковский предпринимает попытки создать более широкую коалицию, обращаясь к молодым активистам, он также не застрахован от склок. На недавнем закрытом форуме в Вильнюсе, на котором присутствовали и он, и команда Навального, близкий соратник Ходорковского громко обрушился на Волкова с оскорблениями, пока модератор не отобрал у него микрофон.
Трансляции Ходорковского на YouTube пока не смогли привлечь аудиторию Навального.