Верховная Рада IX созыва уже отработала две сессии и начала третью. "Лаборатория законодательных инициатив" провела системный мониторинг работы парламента за время работы двух предыдущих сессий и сравнила результаты с тем, как работали в тот же период народные депутаты Верховной Рады предыдущего созыва.
Как отметили в "Лаборатории законодательных инициатив", несмотря на заявления о турборежиме Рады, количество принятых законопроектов существенно не увеличилась. Быстрый темп касался именно скорости прохождения законов, но не повлиял на общее количество проработанных проектов законов.
Зарегистрированные проекты нормативно-правовых актов и принятые законы
За период первых двух сессий в Верховной Раде зарегистрировали 1710 проектов нормативно-правовых актов, из них 532 – проекты постановлений. Однако, в парламент IX созыва перенесли 129 законопроектов, которые в первом чтении приняла Рада предыдущего созыва. Поэтому оригинальных проектов законов у новых парламентариев было 1049. В то же время в парламенте VIII созыва оригинальных проектов законов было 1520, а постановлений – 948.
Избранные в прошлом года народные депутаты в течение двух сессий парламента приняли 155 законов, что составляет около 13% от зарегистрированных документов. Рада VIII созыва за тот же период принял 140 законов, или 9% от зарегистрированных.
Однако, 23 принятых новым созывом Рады законы перешли в наследство от предыдущих парламентариев. То есть Верховная Рада IX созыва приняла 132 собственных законов.
Скорость принятия законов
Согласно регламенту Верховной Рады проекты законов по общему правилу должны проходить два чтения. Однако часть документов все же принимают сразу в первом чтении. Так, в Верховной Раде VIII созыва 26% принятых проектов законов прошли только одно чтение. По сравнению с парламентом предыдущего созыва с 38% до 74% выросла доля законопроектов, принятых во втором чтении.
В "Лаборатории законодательных инициатив" отметили, что тенденция увеличения числа законопроектов, которые проходят оба чтения может иметь положительное влияние. Ведь выделение времени для дополнительной проработки документов дает возможность учесть замечания, высказанные Главным научно-экспертным управлением и другими парламентскими стейкхолдерами.
Однако 41 законопроект народные депутаты приняли в первом чтении и в целом. В среднем их принимали за 26 дней. Это на 5 дней больше, чем на аналогичные проекты законов тратила Рада предыдущего созыва. В парламенте IX созыва выборка составляет от 2 дней до 78. Однако половину законов в первом чтении и в целом приняли меньше, чем за 22 дня.
При этом в течение 2 дней с момента регистрации приняли проект закона № 2569 "О внесении изменений в статью 1 Закона Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".
Вто же время Рада предыдущего созыва приняла два законопроекта в день их регистрации:
- № 1766 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно уточнения и приведения отдельных положений в соответствие с нормами действующего законодательства)";
- № 1767 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно неотвратимости наказания лиц, скрывающихся на временно оккупированной территории Украины или в районе проведения антитеррористической операции".
Аналогичные случаи являются систематическими и свидетельствуют о том, что Верховная Рада не может нормально планировать свою деятельность.
Во втором чтении парламент IX созыва принял 114 законопроектов, решения по которым в среднем принимали за 47 дней. Это на 9 дней меньше, чем на такие проекты законов тратила Рада прошлого созыва. Размах выборки действующего парламента составляет от 14 до 139 дней. Половину законопроектов во втором чтении депутаты приняли меньше, чем за 37 дней.
Нарушение регламента Верховной Рады
Нормы парламентского регламента должны обеспечить качество законотворческого процесса в Украине. Следовательно, нарушение регламентных норм может косвенно повлиять на качество финального результата принятия законов. Во время мониторинга выделили два вида потенциальных нарушений регламента: наличие необходимых документов для рассмотрения и соблюдения сроков ознакомлении с ними. Однако это не все нарушения, которые могли быть во время принятия парламентариями законов.
Среди документов, необходимых для принятия закона в первом чтении является заключение Главного научно-экспертного управления и комитета. Для второго чтения нужные выводы Главного юридического управления, комитета и сравнительная таблица.
Проверка показала, что в парламенте IX созыва результаты относительно наличия необходимых документов вполне удовлетворительные. Однако, в одном из законопроектов не было сравнительной таблицы. Это означает, что депутаты не видели текст законопроекта, за который они голосовали.
Верховная Рада IX созыва нарушала также и сроки ознакомления с документами, установленные регламентом. В частности, для ознакомления с заключением комитета и ГНЭУ относительно законопроекта, подготовленного к первому чтению, предусмотрено 7 дней. Однако меньше 7 дней предоставили на ознакомление с выводами комитетов по 84 проектам законов, а с выводами ГНЭУ – по 59 законопроектах.
Для представления правок к законопроекту, который готовят ко второму чтению, у депутатов есть 14 дней с момента принятия проекта закона за основу (7 дней при сокращенных сроках подготовки). Однако в 6 случаях парламентарии нарушили сроки предоставления правок.
При этом для ознакомления с документами до второго чтения у народных депутатов есть 10 дней (5 дней по сокращенным срокам). Эти сроки нарушили в таких случаях:
- в 68 случаях по заключению комитета ко второму чтению;
- в 75 случаях по выводу ГЮУ;
- в 76 случаях относительно ознакомления со сравнительной таблицей, которая содержит текст законопроекта.
Первое заседание Верховной Рады IX созыва состоялось 29 августа 2019 года. Тогда парламентарии утвердили новый состав Кабинета министров, который возглавил Алексей Гончарук. В тот день президент Владимир Зеленский и новое правительство зарегистрировали 38 законопроектов и постановлений. При этом проект закон о снятии с депутатов неприкосновенности парламентарии приняли в первом чтении.