В Украине дело по похищению бывшего судьи Николая Чауса и его незаконной переправку через границу открыли через полтора месяца после самого события. В своей статье для ZN.UA Виктор Трепак объяснил, почему производство открыли с таким опозданием, и что власти этим хотели показать.
«Прежде всего, очевидно, запоздалое открытие уголовного производства по факту похищения бывшего судьи Н.Чауса обусловлено тем, что дальше тянуть с этим решением не могли, учитывая общественно-политический и международный резонанс похищения, а также многочисленные публикации в СМИ, заявления политиков, развитие событий в Республике Молдова и т. п. К тому же власти всегда прибегают к таким решениям, когда хотят взять под контроль важный для себя процесс с политическим подтекстом и направить его в нужное русло», - пишет Трепак.
По словам автора, открытием этого дела украинские власти показывают нашему обществу и миру, что, хоть и с опозданием, формально они реагируют на похищение гражданина Украины, который получил международный резонанс и может повлечь за собой крайне негативные последствия для двусторонних и международных отношений государства.
В то же время власти «загоняют» процесс выяснения обстоятельств похищения Чауса в «прокрустово ложе» уголовного производства. Это, как отметил Трепак, дает возможность управлять производством в зависимости от развития ситуации с Чаусом. Кроме того, таким образом они предотвращают утечку информации от лиц, причастных к проводимой спецоперации или обладающих сведениями о ней.
«Чтобы «закрыть им рот», достаточно допросить их как свидетелей в рамках этого производства об известных им обстоятельствах похищения Чауса и предупредить допрошенных об уголовной ответственности за разглашение данных досудебного расследования», - пишет Трепак.
Автор отметил, что даже информация о захвате Чауса и вывоза его из Молдовы, что появилась в СМИ, свидетельствует о вероятной причастности к этим событиям представителей украинских спецслужб. Он также обратил внимание, что такого рода спецоперации проводятся только с санкции политического руководства государства. Однако, по словам Трепака, «эта спецоперация была спланирована и реализована безтолково».
«Но это — закономерный результат нынешнего подхода к кадровой политике, когда ставка делается не просто на политически лояльные и лично преданные «кадры», а зачастую — на людей, вообще случайных для правоохранительной системы или спецслужбы», - пишет Трепак.
По словам автора, это еще и показывает, что в отношении политического руководства государства к спецслужбам и в понимании их роли ничего не изменилось.
«Нельзя исключать и того, что одна из главных задач начатого уголовного производства по факту похищения Чауса - прикрыть и отбелить организаторов и руководителей этой спецоперации. Учитывая переменчивую политическую ситуацию в Украине, они абсолютно не застрахованы от ответственности за свои действия и решения», - добавил Трепак.
Однако, по его словам, ситуацию усложняет то, что за политическое и юридическое расследование похищения Чауса в Кишиневе и нелегальный вывоз его из Молдовы взялись молдавские правоохранительные органы, политики и журналисты. При этом, по словам автора, трудно спрогнозировать результат расследования, на который выйдут в Молдове. Однако, от него напрямую зависит ситуация с расследованием в Украине.
«Не исключено, что именно результаты молдавского расследования (которые стали известны руководству Украины благодаря усилиям спецслужб и дипломатов) подтолкнули к собственному уголовному производству, поскольку это, помимо прочего, дает возможность для маневра (ссылаясь на тайну досудебного следствия) при выполнении запросов молдавской стороны о до просах определенных лиц или предоставления определенной информации», - пишет автор.
Подробнее о похищении Чауса и последствиях такой спецоперации для государства читайте в статье Виктора Трепака «Об одном Чаусе и двух президентах».