В то время как Владимир Путин преодолевает самую большую угрозу своей власти за последние годы, его коллега в Пекине пересматривает свою поддержку российского президента, пишет The Guardian.
Мятеж ЧВК “Вагнера”, в ходе которого наемники под руководством Евгения Пригожина подошли на расстояние нескольких сотен километров к Москве, обнажил разногласия в вооруженных силах России и трещины, которые угрожают подорвать стабильность самого мощного союзника Китая.
С самого начала войны в Украине президент Китая Си Цзиньпин неизменно поддерживает своего "дорогого друга" Путина. Хотя Си прямо не одобрил вторжение армии России в Украину, он отказался публично осудить его и не раз транслировал российские нарративы “оправдания” войны. В опубликованном в феврале позиционном документе Си раскритиковал "расширяющиеся военные блоки", что является явной ссылкой на НАТО - данный альянс Путин винит в провоцировании своей "специальной военной операции" в Украине.
Поддержка Пекином Москвы основана на прагматизме и идеологии. Именно первому был нанесен наибольший ущерб в результате драматических событий выходных, которые Китай постарался преуменьшить.
Первоначально никак не комментируя события, в воскресенье министерство иностранных дел Китая назвало мятеж "внутренним делом" России и выразило поддержку России в поддержании национальной стабильности.
В воскресенье китайское государственное информационное агентство "Синьхуа" опубликовало статью, в которой предполагалось, что Пригожин отступил, потому что российское общественное мнение в подавляющем большинстве было против него. China Daily опубликовала репортаж с Красной площади Москвы, в котором говорится, что "повседневная жизнь жителей Москвы не была нарушена и остается спокойной и упорядоченной".
Но многие в Китае не доверяют этому. Юй Цзяньрун, влиятельный либеральный ученый, разместил видео, на котором российские местные жители гневно реагируют на продвижение полиции в Ростов-на-Дону, город, который был захвачен группой "Вагнер".
"Я действительно не знаю, что происходит в этой стране", - написал Юй своим более чем 7 миллионам подписчиков на Weibo.
Шэнь Динли, ученый в области международных отношений из Шанхая, сказал, что инцидент с "Вагнером" приведет к усилению зависимости России от Китая, в то время как Пекин займет "более осторожную позицию в отношении России".
"В дипломатическом плане Китаю нужно быть осторожным в своих словах и делах", - сказал Шэнь.
Другие утверждают, что Си может быть впечатлен тем, как Путин справился с мятежом. "Возможно, Китай смотрит на это так: Путин доказал элитам, что он может справиться с огромными вызовами для страны", - сказал Александр Королев, старший преподаватель Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее, специализирующийся на отношениях Китая и России.
"Я не думаю, что китайское правительство поспешило с выводом о том, что в путинском режиме есть большие трещины", - сказал Королев.
Тем не менее, Си сейчас приходится балансировать между дальнейшей поддержкой Путина и подстраховкой на случай, если его пребывание в Кремле может быть прервано. Одним из аспектов, где эта дилемма будет ощущаться наиболее остро, является обмен разведданными. Быстрое продвижение Пригожина на Москву предполагает молчаливую поддержку некоторых фигур в военном и разведывательном сообществе России. Это означает, что контакты Китая с российскими спецслужбами потенциально уязвимы.
Как отметил Джозеф Вебстер, старший научный сотрудник Атлантического совета, "если китайские спецслужбы поделятся со своими российскими коллегами разведданными об антипутинских заговорщиках, они столкнутся с высокой вероятностью разоблачения и рискуют нанести долгосрочный ущерб двусторонним отношениям, если "антипутинисты" поднимутся на вертикаль власти в российской политике".
Китайское правительство приветствует тот факт, что сделку с Пригожиным заключили быстро. Путин является важным партнером и поддерживает позицию Китая на мировой арене, особенно призыв Пекина к странам глобального Юга противостоять тому, что он называет “гегемонией под руководством США”. На публичном уровне поддержка Путина со стороны Китая пока остается стабильной.
Однако Китай все больше беспокоится о стабильности в России, говорит Александр Габуев, директор Российско-Евразийского центра Карнеги: "Их проблема в том, что у них нет реальных инструментов воздействия на нее".
Очередной вызов лидерству Путина нервирует Си. Аналитики расходятся во мнении, будет ли он пытаться вмешиваться во внутреннюю политику России, чтобы удержать у власти пропекинского лидера, поскольку любое вмешательство может привести к риску испортить отношения с потенциальным преемником.