Повестка дня реформ в Украине получила серьезный удар 1 июля, когда глава Нацбанка Яков Смолий подал в отставку из-за того, что он назвал «систематическим политическим давлением». В то время, когда украинские реформы стыкаются с откатами и неудачами, Смолий и его коллеги в НБУ были одними из последних реформаторов, которые все еще стоят на ногах. Эксперт Андерс Ослунд пишет в блоге для Atlantic Council, что отставка Смолия теперь ставит важные вопросительные знаки о будущем направлении страны.
Автор отмечает, что новости об отставке шокировали украинские деловые и политические круги. Глава инвестиционной компании Dragon Capital Томаш Фиала назвал отставку Смолия «красной линией». «Теперь мы приостановим все новые инвестиции», прокомментировал Фиала. «Власти делают последние пять месяцев совершенно противоположно тому, что инвесторы, как внутренние, так и международные, ожидают от них и советуют им. Это последняя капля. Можно только догадываться, каковы мотивы, полная некомпетентность или мотивированный Россией саботаж», - написал он.
Смолий заместителем главы попал в НБУ в 2014 году в составе команды Валерии Гонтаревой. В мае 2017 года Гонтареву вытеснили с должности, предположительно, из-за давления со стороны украинских олигархов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, чей «ПриватБанк» она национализировала в декабре 2016 года. Позднее Гонтарева стала жертвой серии тревожных инцидентов. В Лондоне ее сбила машина, сгорел ее дом под Киевом, обстреляли ее квартиру в Киеве и подожгли автомобиль ее невестки.
После прихода на должность главы НБУ в 2017 году Смолий оставался верным реформистской миссии Гонтаревой и ее команде, пишет автор. По мере того как усиливалось политическое и олигархическое давление на НБУ, наиболее заметной фигурой стала первый заместитель Смолия по банковскому регулированию Катерина Рожкова. Именно Рожкова, вместе с Гонтаревой, закрыла более ста из 180 украинских банков с 2014 по 2017 год в результате крупной перестройки, которая получила международное признание и изменила состояние украинского банковского сектора.
До этой банковской чистки в Украине было обычным делом иметь банковский капитал, равный примерно восьми процентам банковских активов. Причем владельцы брали себе 80-90 процентов активов в виде «займов», которые никогда не возвращались. С 2014 года НБУ прекратил такую практику, и бывшие бенефициары не рады этому.
НБУ также был движущей силой значительного макроэкономического прогресса в последние годы. Украина долго страдала от высокой инфляции и нестабильного или неустойчивого обменного курса. Смолий исправил обе проблемы. Под его руководством инфляция в Украине упала до нынешнего уровня в 1,7 процента в год. Это самых низкий показатель за всю историю независимой Украины. Благодаря плавающему обменному курсу нацвалюта сегодня стабилизировалась на уровне около 27 гривен за доллар. Более того, международные валютные резервы Украины выросли до 28 миллиардов долларов. В 2018 году было 5 миллиардов долларов.
МВФ полностью устраивала работа Нацбанка. Как прокомментировал МВФ в своем пресс-релизе в июне 2020 года, объявляющем о новом резервном соглашении для Украины на 5 миллиардов долларов, «НБУ умело управлял денежно-кредитной политикой в течение очень сложного периода. Независимость НБУ должна быть сохранена, а денежно-кредитная и валютная политика должны и впредь обеспечивать стабильную опору в контексте режима таргетирования инфляции, позволяя при этом упорядоченно регулировать обменный курс и предотвращать стресс ликвидности».
Эксперт добавляет, что учитывая эту впечатляющую историю, почему президент Владимир Зеленский не сделал больше для защиты Смолия от неоправданного политического вмешательства? Прежде всего, важно признать, что Смолий не принадлежит Зеленскому. В кругу Зеленского есть много людей, которые хотят такую хорошую работу. Во-вторых, Смолий занял бескомпромиссную позицию по отношению к предполагаемому союзнику Зеленского Коломойскому. Отставка главы НБУ сегодня усиливает подозрения, что Зеленский не может сказать Коломойскому "нет".
Ослунд говорит, что Смолий – это украинская история успеха. Никто даже не предполагает, что Смолий совершил какое-либо экономическое преступление или получил чрезмерную прибыль от руководства НБУ.
У этого тихого человека не было никакой другой причины, кроме патриотизма, встать на линию огня в НБУ и принять огромное давление.Андерс Ослунд старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне
В своем письме об отставке президенту Зеленскому Смолий заявил, что больше не может «выполнять обязательства по управлению деятельностью Национального банка и его сотрудничеством с другими государственными органами. Долгое время систематическое политическое давление оказывалось на Национальный банк Украины. Своей отставкой я стараюсь предостеречь от других попыток подорвать институциональные основы НБУ».
Ослунд подчеркивает, что это очень печальная новость для Украины. Формально украинский парламент должен сейчас принять отставку Смолия. Если у депутатов есть хоть какой-то смысл, они должны отказаться от его отставки. Если Зеленский хочет сделать добро для своей страны, он должен отказаться от отставки Смолия и умолять его продолжать работу, отмечает автор.