Комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович опубликовала меморандум, посвященный последствиям вторжения России в Украину для прав человека.
Среди нарушенных прав:
- право на жизнь, включая произвольные убийства и насильственные исчезновения;
- право собственности, включая массовое разрушение гражданской инфраструктуры;
- право защиты от пыток и жестокого обращения, гендерно обусловленного насилия и сексуального насилия, связанного с войной;
- право на свободу и неприкосновенность, включая похищение и произвольное содержание под стражей или без связи с внешним миром.
«Идентифицированные модели определенных типов нарушений международного гуманитарного права, включая нападения широкого или систематического характера, указывают на возможную квалификацию многих таких нарушений как военные преступления или преступления против человечности», - подчеркивается в меморандуме.
Комиссар отмечает, что хотя большинство нарушений права на жизнь были вызваны использованием российскими войсками широкоударного взрывного оружия, кассетных боеприпасов или неуправляемых реактивных снарядов в густонаселенных районах, российские войска также участвовали в убийствах, нарушающих законы войны – специально или случайно стреляя в отдельных мирных жителей. Некоторые из жертв подверглись пыткам или жестокому обращению перед казнью. Во многих районах атаки уничтожили или повредили гражданскую инфраструктуру, включая больницы и школы, заблокировали поставки электроэнергии, газа, пищи, воды и других предметов первой необходимости, сделали безвыходную ловушку для многих мирных жителей.
"Огромная потеря человеческих жизней и масштабы разрушений не поддаются осознанию", - сказала комиссар, призвав уважать международно определенные права человека.
Комиссар призвала россиян освободить всех украинцев, которых они незаконно похитили и держат без связи с внешним миром, отметив, что эти практики имеют очевидные характеристики международного преступления в условиях войны.
В отчете комиссара говорится также о распространенной практике принудительного перемещения похищенных украинцев на неподконтрольные правительству территории Украины или на территорию России путем так называемого процесса «фильтрации».
"Все гуманитарные эвакуации должны быть добровольными, безопасными и информированными", - подчеркнула комиссар.
Особого и неотложного внимания требует ситуация нескольких категорий уязвимых лиц: детей, пожилых людей и людей с инвалидностью. Многие потеряли, в частности, возможность получать надлежащую медицинскую помощь.
Перемещение миллионов украинцев как внутри, так и за пределы страны привело к повышенному риску торговли людьми, эксплуатации и жестокому обращению. «Международное сообщество должно продолжать поддерживать людей, бежавших от войны. Если основные потребности людей, бегущих от войны, такие как жилье, трудоустройство и образование, останутся без внимания, это может усилить нагрузку на правительства, перемещенных лиц и социальную сплоченность», - подчеркнула комиссар.
Также сообщалось о многочисленных нападениях и убийствах работников СМИ, освещавших войну в Украине. Согласно ряду доказательств, некоторые из них были специальными целями российских войск.
«Умышленные нападения на журналистов запрещены международным гуманитарным правом. Они также мешают журналистам выполнять их работу и подрывают право людей на информацию. Государства-члены должны оказывать большую поддержку журналистам, освещающим войну, чтобы повысить их безопасность и преследовать виновных в преступлениях против них», – говорится в меморандуме.
В документе подчеркивается, что расследовать преступления и преследовать виновных должны как Украина, так и Россия.
«Установление справедливости для всех жертв войны в Украине потребует непоколебимой и долгосрочной приверженности привлеченных сторон, в том числе через сотрудничество с Международным уголовным судом и продолжение предоставления долгосрочной поддержки украинской системе правосудия», - резюмирует комиссар.
К слову, в Кремле уже приняли решение о том, что белорусские военные должны принимать непосредственное участие в войне. Лукашенко пытается удержаться от этого шага. Но поле для маневра ограничено. О целях Путина, рисках для Лукашенко и том, что необходимо сделать странам Запада — читайте в статье Владимира Кравченко «Вторгнутся ли войска Лукашенко в Украину?»