Неофициально этот нормативный акт называют "законом Дювалье" - по имени бывшего гаитянского диктатора Жан-Клода Дювалье, неожиданно вернувшегося на родину в середине января.
Именно Дювалье может стать одной из первых жертв нового закона. На банковских счетах в Швейцарии уже 25 лет лежат внесенные им 7 млн франков (5,4 млн евро), решение по которым до сих пор не принято. Это объясняется тем, что органы юстиции Гаити так и не смогли представить убедительных доказательств того, что эти деньги добыты из сомнительных источников, поясняет издание.
Согласно новому закону, теперь доказывать "чистоту" своих сбережений придется самим диктаторам, а не истцам. Это условие существенно облегчит положение стран, которые из-за неразвитых органов юстиции были не способны собрать все документы, необходимые для возвращения средств, награбленных диктаторами, на родину. "Закон Дювалье" приобретает особую актуальность и в связи с финансовыми претензиями к свергнутому Президенту Туниса Зин аль-Абидин бен Али, которого обвиняют в том, что он незаконно накопил огромные средства на тайных счетах в Швейцарии.
Вместе с тем, критики уже сейчас указывают на прорехи "закона Дювалье". Главная проблема - он применим лишь к сверженным диктаторам. Во-вторых, закон касается лишь швейцарских банков. Большинство нынешних «клептократов» у власти достаточно умны, у них достаточно ловкие финансовые советники, чтобы спрятать награбленное в других местах. Поэтому без широкого международного сотрудничества, причем не только банков, но и спецслужб, отследить финансовые потоки довольно сложно.
Наглядный тому пример - решение Евросоюза заморозить иностранные счета белорусского диктатора Александра Лукашенко. Но, судя по всему, никто в Брюсселе не в состоянии назвать банки, в которых находятся эти счета и уж, тем более, конкретные суммы арестованных средств.
По материалам: Deutsche Welle