Глава парламентской фракции партии «Слуга народа» Давид Арахамия выразил сожаление в связи тем, что Украина на заре независимости отказалась от ядерного оружия. По словам депутата, сейчас бы Киев «мог шантажировать мир» и получать за это деньги.
«Мы могли бы шантажировать весь мир, и нам бы давали деньги на обслуживание, как сейчас это происходит во многих других странах», - заявил Арахамия в эфире телеканала «Украина 24».
Он раскритиковал первого президента Украины Леонида Кравчука, который согласился передать ядерный арсенал России в обмен на Будапештский меморандум – международное соглашение о безъядерном статусе Украины, подписанное Украиной, США, Британией и РФ в 1994 году.
«Если бы мы были ядерной державой, с нами бы все разговаривали бы по-другому, договаривались бы по-другому», - отметил депутат.
Все это было бы смешно, если бы не было так глупо.
Слова Арахамии стали поводом для множества шуток, мемов и фотожаб. Пользователи соцсетей изобразили главе фракции «слуг», в том числе, в образе северокорейского диктатора Ким Чен Ына, который использует ядерное оружие в качестве инструмента шантажа для получения экономической помощи. КНДР при этом остается государством-изгоем, на которое наложены международные санкции. Северная Корея постоянно испытывает проблемы с продовольствием, во второй половине 1990-х пережила голод и находится на его грани снова.
Представители «слуг народа» и лично президент Владимир Зеленский неоднократно критиковали Будапештский меморандум и отказ Украины от ядерного оружия в начале 1990-х.
Однако тогда по этому вопросу в мире и Украине фактически сложился консенсус: на безъядерном статусе настаивало международное сообщество, в том числе США, а в украинском обществе были сильны нуклеофобные настроения на фоне «чернобыльского синдрома».
Стремление Украины к безъядерному статусу было закреплено в Декларации о государственном суверенитете, которую Верховная Рада приняла 355 голосами 16 июля 1990 года.
Леонид Кравчук неоднократно рассказывал, что пульт управления ракетами с ядерными боеголовками контролировался Москвой, а у Украины не было средств на обслуживание своего ядерного арсенала.