UA / RU
Поддержать ZN.ua

Семь причин для новых конфликтов между ЕС и Великобританией по версии Politico

От электромобилей до Гибралтара: Лондону и Брюсселю еще есть из-за чего поссориться.

Министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли, посетивший на этой неделе Брюссель, заявил, что его страна и ЕС достигли состояния "тесного и дружественного сотрудничества" после Brexit, в частности после разрешения, казалось бы, бесконечного спора о правилах торговли в Северной Ирландии.

Вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович также заявил о готовности ЕС преодолеть разногласия. "Мы видим, что в этом неспокойном геополитическом мире нам нужно держаться вместе и сотрудничать настолько тесно, насколько это возможно", - сказал он.

Однако существует по крайней мере семь проблем, которые сохраняют напряженность в их отношениях, пишет Politico.

Научные схемы ЕС

Переговоры об участии Великобритании в схемах финансирования науки ЕС, включая масштабную программу исследований и разработок Horizon Europe и группу спутников Земли Copernicus, похоже, зашли в тупик.

Европейская комиссия убеждает, что не будет требовать от Великобритании оплаты двух лет семилетней программы "Горизонт", которые она пропукает после Brexit.

Но британские министры в частном порядке утверждают, что скидки на членство, предлагаемой Брюсселем, может оказаться недостаточно.

Шефчович, возглавляющий отдел по делам ЕС и Великобритании, сказал на этой неделе, что ассоциация Великобритании с научными программами, включая Horizon Europe, "может быть готова очень быстро", и подчеркнул, что ЕС "по-прежнему готов обсуждать оставшиеся проблемы Великобритании".

Читайте также: Фильм "Барби" запретили во Вьетнаме из-за "некорректной" карты Южно-Китайского моря

Зеленые субсидии

На этой неделе Клеверли не уклонился от критики планов США и ЕС по субсидированию отраслей "зеленых" технологий с помощью сотен миллиардов государственной поддержки.

"У нас общая цель - сокращение вредных выбросов, но мы не думаем, что искажение рынков поможет нам достичь этой цели самым быстрым и эффективным способом", - сказал он.

Канцлер Великобритании Джереми Хант ранее заявил, что британское правительство не планирует реагировать на Закон США о снижении инфляции или Промышленный план ЕС "Зеленая сделка", присоединяясь к "искажающей глобальной гонке субсидий". Ожидается, что британский ответ на оба этих субсидирования будет отражен в осеннем заявлении правительства - и похоже, что Лондон и Брюссель разойдутся во мнениях.

Читайте также: Филиппины снова обвинили Китай в агрессивных действиях вблизи спорного рифа

Тарифы на электромобили

Министр торговли Великобритании Кеми Баденох оказывает давление на ЕС, чтобы спасти производителей электромобилей по обе стороны Ла-Манша от новых правил торговли после Брекзита, которые начнут действовать в 2024 году.

Согласно временному исключению из торгового соглашения по Brexit, до 70 процентов компонентов электрических батарей могут поставляться из-за пределов Великобритании или ЕС до введения тарифов. Однако с 1 января 2024 года этот порог снизится до 40 процентов - это означает, что автомобили, превышающие этот предел, будут облагаться 10-процентным налогом при торговле между ЕС и Великобританией.

Великобритания и ЕС ведут переговоры по этому вопросу, после того как автопроизводители с обеих сторон предупредили, что тарифы серьезно повлияют на продажи и производство автомобилей. Однако прорыв вряд ли будет достигнут раньше осени. Пока что Лондон обвиняет Брюссель в том, что он занимает жесткую позицию в отношении правил, чтобы сохранить как можно больше автомобильного производства на едином рынке ЕС.

Читайте также: В Украине ухудшилась ситуация с налоговыми накладными, ожидания бизнеса – негативные

Потенциальное расхождение в стандартах

Сторонники Brexit уже давно говорят о выгоде отхода от правил ЕС. По мере того, как ЕС и Великобритания разрабатывают новые планы по передовым технологическим вопросам - искусственный интеллект, полупроводники, кибербезопасность и редактирование генов сельскохозяйственных культур - обе стороны могут еще больше отдалиться друг от друга.

Клеверли использовал свою речь на этой неделе, чтобы попытаться развеять опасения по всей Европе, что Британия снизит стандарты, чтобы конкурировать с единым рынком.

Шефчович ясно дал понять, что Комиссия "очень внимательно" следит за планом Великобритании (несколько замедленным) по отмене оставшихся законов ЕС на законодательном уровне. Брюссель, по его словам, захочет убедиться в "отсутствии регрессии" в отношении стандартов окружающей среды, труда и безопасности, которые Великобритания обязалась не снижать, чтобы сохранить свободную торговлю с ЕС.

Некоторые из наиболее успешных британских продуктов уже соответствуют самым высоким стандартам, возразил Клеверли, поэтому было бы контрпродуктивно, если бы Великобритания приобрела репутацию страны, отстающей от них. 

Читайте также: Китай чрезмерно накапливает доллары: это может резко обвалить курс – FT

Миграция

Шефчович говорит, что он открыт для переговоров о заключении сделки по облегчению мобильности молодежи между ЕС и Великобританией - сильно ограниченной после выхода Великобритании из зоны свободы передвижения ЕС.

По его словам, Лондон до сих пор не проявил "никакой готовности" пересмотреть свою существующую позицию, которая относит понятие "мобильности" к "иммиграции".

Что касается нелегальной миграции, ЕС и Великобритания разделяют цель борьбы с контрабандистами и хорошо сотрудничают, обмениваясь информацией, сказал Шефчович.

Однако к основному законопроекту Сунака о нелегальной миграции (который частично направлен на высылку в Руанду лиц, ищущих убежища, и подвергается серьезным изменениям в Палате лордов) дипломаты ЕС часто относятся с презрением. А призыв Сунака к заключению соглашения о возвращении в ЕС нелегальных мигрантов до сих пор в тупике.

Читайте также: Цены на электроэнергию в Европе этой зимой могут резко вырасти – глава МЭА

Гибралтарский договор

После 13 официальных раундов переговоров между Комиссией и правительством Великобритании, а также регулярных встреч между британскими, гибралтарскими и испанскими чиновниками, соглашение о том, как и кто должен контролировать пограничные посты в аэропорту и порту Гибралтара, было отложено в долгий ящик - по крайней мере, до окончания внеочередных всеобщих выборов в Испании 23 июля.

Соглашение по этим вопросам необходимо для того, чтобы Комиссия и Великобритания заключили международный договор, регулирующий отношения британской заморской территории с ЕС после Brexit.

Виндзорские рамки

Заключение в этом году Виндзорских рамок, направленное на урегулирование давнего спора о торговых правилах Северной Ирландии после Брекзита, было воспринято как явный признак улучшения отношений.

Но в процессе его реализации в период до 2025 года все еще могут возникнуть проблемы.

Великобритания пока выполняет свои обязательства по предоставлению Комиссии возможности проверять базы данных в реальном времени на товарах, поступающих в Северную Ирландию, и официальные лица с обеих сторон соблюдают все этапы реализации, сказал Шефчович. Но на этой неделе он напомнил законодателям, что существует еще целый список сроков, которые необходимо соблюсти.

И Демократическая юнионистская партия Северной Ирландии все еще не согласна. Намекая на будущие споры, лидер партии Джеффри Дональдсон предупредил на этой неделе, что его коллеги - которые продолжают бойкотировать разделение власти в децентрализованном правительстве Северной Ирландии - "продолжают испытывать озабоченность по поводу некоторых элементов Виндзорских рамок, возникающих в связи с продолжающимся применением законодательства ЕС о производстве всех товаров в Северной Ирландии".