Арбитражный трибунал в Гааге рассматривает дело о захвате РФ украинских военных кораблей и членов их экипажей. Как рассказала в комментарии ZN.UA глава украинской делегации, агент Украины Оксана Золотарева, основные аргументы российской стороны, озвученные в Гааге, где сводятся к следующему:
Во-первых, по мнению Москвы, рассматриваемое дело касается военной деятельности, поэтому на него распространяются исключения, предусмотренные Конвенцией, а значит оно не может находиться в юрисдикции Арбитражного трибунала.
Во-вторых, украинские корабли, дескать, были задержаны в территориальных водах России, поэтому принцип абсолютного иммунитета неприменим.
В-третьих, перед Арбитражным трибуналом не может стоять вопрос о невыполнении РФ временных мер, проголосованных Международным судом по морскому праву в Гамбурге.
И, наконец, в-четвертых, россияне уверяют, что Украина не использовала все досудебные средства, чтобы урегулировать спор с РФ.
По словам Оксаны Золотаревой, украинская делегация делает упор на то, что украинские корабли осуществляли мирный проход, а не военную деятельность. К тому же, корабли не открывали огонь. При этом, отмечает агент Украины, «Россия сама себе противоречит: хотя она и утверждает в суде, что дело касается военной деятельности, тем не менее украинских моряков судила по статьям, связанным с нарушением режима пересечения госграницы РФ. На наш взгляд, это является свидетельством того, что и сама Москва расценивает свои действия как правоохранительную деятельность».
Кроме того члены украинской делегации обращают внимание Арбитражного трибунала на то, что корабли были не в территориальных водах (их ширина составляет 12 морских миль), а в исключительной экономической зоне (ширина которой не превышает 200 миль).
Наконец, как отмечает украинская сторона, статья 290 Конвенции ООН по морскому праву устанавливает прямое обязательство исполнять решение о применении временных мер. Россия же не выполнила приказа Международного трибунала по морскому праву.
«Мы аргументируем нашу позицию тем, что Конвенция ООН по морскому праву — единственный международно-правовой инструмент, говорящий о том, что решения Международного суда по морскому праву обязательны для исполнения. Поэтому, не выполняя его решение о применении временных мер, Россия автоматически нарушает Конвенцию 1982 года и таким образом попадает под юрисдикцию Арбитражного трибунала, который рассматривает споры по применению данной Конвенции», — поясняет Оксана Золотарева.
Детальнее о том, как в Гааге Арбитражный трибунал рассматривает дело о захвате РФ украинских военных кораблей и членов их экипажей, читайте в статье Владимира Кравченко “Украина судится с Россией: будет ли наказан Кремль?”.