UA / RU
Поддержать ZN.ua

Путин посылает сигнал США о переговорах по Украине: это ловушка, блеф или искреннее желание?

Проанализировать неформальные сигналы взялись опрошенные Bloomberg эксперты.

Владимир Путин прощупывает готовность США к переговорам по прекращению войны России в Украине, пишет Bloomberg.

По словам двух приближенных к Кремлю людей, российский президент  по косвенным каналам послал США сигнал о том, что он открыт для обсуждения, включая будущие договоренности о безопасности Украины.

Официальные лица США говорят, что они не видят никаких признаков того, что российский президент серьезно настроен искать способ прекратить боевые действия, зашедшие в смертельный тупик, в то время как война переходит на третий год.

Намеки на открытость России к переговорам – даже если они неискренни – могут помочь посеять раскол среди союзников Украины, изолируя Киев и подрывая усилия президента Владимира Зеленского заручиться поддержкой своей собственной формулы мира, предусматривающей полный выход России с территории Украины.

Люди, близкие к Кремлю, пожелавшие остаться неназванными, сказали, что сигналы были переданы чиновникам США в прошлом месяце через посредника, которого они отказались назвать.

Читайте также: FT: Призывы к Украине начать мирные переговоры с Россией игнорируют одну важную вещь

Путин, по их словам, может быть готов рассмотреть возможность отказаться от настаивания на нейтральном статусе Украины и даже окончательно отказаться от оппозиции возможному членству в НАТО – угроза которого являлась центральным российским оправданием для вторжения.

Но это обойдется в цену, которую Киев категорически отвергает —признание контроля Кремля над оккупированными в последние годы территориями — это примерно 18% территории Украины.

«Президент Путин неоднократно заявлял, что Россия была, есть и будет в дальнейшем открыта для переговоров по Украине. Мы полны решимости достичь наших целей. И хотел бы завершить это дипломатическим путем. Если нет — военная операция будет продолжена до тех пор, пока мы не достигнем своих целей», — сказал пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в ответ на вопрос Bloomberg.

В то же время, представитель Совета национальной безопасности США Эдриен Уотсон заявила, что Соединенные Штаты не знают об изменениях в позиции России.

«Украина будет решать, когда и как вести переговоры с Россией, и вести ли их вообще», —  подчеркнула она.

«Хотя США всегда открыты для переговоров, на данный момент я этого не вижу. Со стороны России должна быть готовность участвовать в переговорах, основываясь на основных принципах, подвергнутых сомнению ее агрессией: территориальная целостность, суверенитет, независимость», —  заявил государственный секретарь Энтони Блинкен на Всемирном экономическом форуме 17 января, отвечая на вопрос о перспективе согласованного долгосрочного прекращения огня

Публично Путин не демонстрирует, что готов остановиться на текущей линии фронта. Украина при поддержке США и других союзников стремится восстановить все свои земли, захваченные московскими силами, и отказаться от этой позиции было бы сложно для Зеленского.

Но учитывая, что выделение 110 миллиардов долларов жизненно важной помощи от США и Европейского Союза до сих пор не утверждено, перспективы способности Украины продолжать борьбу в долгосрочной перспективе неопределенны, пишет издание.

Читайте также: Если Путин считает, что американская помощь Украине заблокирована, его ждет шок – посол Волкер

Россия, напротив, перевела свою экономику на военный лад и наладила поставки оружия и другую поддержку со стороны Ирана и Северной Кореи.

«Им выгодно, чтобы все думали, что существует какой-то коммуникационный канал, и он настолько тайный, что никто не может это понять, и это чертовски пугает украинцев. Россияне хотят создать представление о том, что канал есть и что все зависит от США, чтобы никто или ничто другое не играло роли. Это классическая русская игра», — сказала Фиона Хилл, бывшая чиновница Белого дома, ответственная за Россию.

Мнение о существовании секретного обратного канала также распространяется в европейских столицах, хотя официальные лица отрицают, что об этом знают.

«Я слышал эти слухи, и я не знаю, что с ними делать – похоже, это инструмент для достижения политической цели. Путин, очевидно, был бы очень счастлив, если бы он мог получить соглашение на основе текущих территориальных достижений, о чем, конечно, не может быть и речи для наших украинских друзей», — сказал советник по национальной безопасности Швеции Генрик Ландерхольм в интервью в Вашингтоне, где он встречался со своим американским коллегой Джейком Салливаном.

Федор Лукьянов, председатель прокремлевского Совета по внешней и оборонной политике в Москве, заявил, что любое соглашение, которое официально закрепило бы российский контроль над оккупированными землями, «означало бы создание новой системы безопасности в Европе, что действительно было главной целью Путина с самого начала», но сейчас нет никаких признаков того, что кто-то готов к этому.

Читайте также: 2024-й может быть определяющим для Украины. Не время колебаться или выжидать, откуда подует ветер — министр Шаппс

Представители США постоянно заявляют, что не видят признаков того, что Россия готова к серьезным переговорам. Но после того, как прошлогоднее контрнаступление Украины, подкрепленное десятками миллиардов долларов оружия и поддержки союзников, не принесло значительных успехов, надежды оттеснить российские войска исчезают.

Для Путина препятствование вступлению Украины в НАТО было одним из наиболее часто повторяющихся оправданий вторжения, и никаких публичных признаков того, что он изменил свою точку зрения, нет.

«Мы движемся к тупику, замороженному конфликту, в котором Украина сосредотачивается больше на защите и восстановлении того, что имеет, чем на попытках вернуть Донбасс и Крым», — сказал Чарльз Купчан, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям.

Читайте также: Большинство украинцев против мирных переговоров с РФ и границ 24 февраля – опрос

Вторжение России укрепило альянс НАТО: Финляндия и Швеция прекратили десятилетия нейтралитета, чтобы присоединиться к нему. Перспективы членства Украины перед войной были в лучшем случае отдаленны.

Путин может рассчитать, что Украине придется долго ждать и она будет уязвима к противодействию со стороны отдельных европейских лидеров, таких как премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и новый премьер-министр Словакии Роберт Фицо, пообещавший наложить вето на заявку Киева в НАТО.

В США бывший президент Дональд Трамп, лидер республиканской президентской гонки, намекнул на выход из альянса и пообещал быстро договориться с Путиным, чтобы прекратить войну.

«Я не верю, что Путин готов к переговорам сейчас, то есть я не думаю, что он готов пойти на какие-либо уступки. Я уверен, что он был бы рад договориться о уступках России с другими », – считает Пол Сондерс, президент Центра национальных интересов в Вашингтоне.

В декабре New York Times сообщила, что посредники передали официальным лицам США информацию о заинтересованности Путина в прекращении огня, которое заморозило бы войну вдоль текущей линии фронта.

В прошлом году проходили неофициальные контакты с участием посредников США и России в попытках изучить перспективы мирных переговоров. Эти так называемые инициативы Track 2 обычно проводятся людьми без официальных должностей, что позволяет правительствам их стран отказаться от любого участия в дискуссиях, будучи проинформированными о том, о чем идет речь. Однако неясно, предпринимаются ли подобные усилия сейчас.

Ранее в этом месяце Зеленский и президент Швейцарии Виола Амхерд объявили о планах провести мирную конференцию высокого уровня в Швейцарии. Зеленский заявил, что Россию не пригласят. Министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился со своим швейцарским коллегой Игнацио Кассисом во вторник в ООН в Нью-Йорке. Российская сторона подвергла критике «безрассудную поддержку Берном» Украины, сообщили позже в МИД в Москве.

«Россияне, начиная с Путина, месяцами публично заявляли, что они готовы к разговору. Это может быть ловушка, блеф или коварная попытка вбить клин. Или это может быть подлинным желанием. Пока кто-нибудь не проверит это предложение, мы этого не узнаем наверняка», — уверен Сэмюэль Чарап, старший политолог RAND.