В России пока не видно даже намека на появление кого-то, кто может заменить на посту президента Владимира Путина – его власть до сих пор крепка даже несмотря на неудачи в войне в Украине, рейтинг высок и отсутствуют какие-либо оппоненты, способные сместить его с должности. Единственным фактором, который сегодня серьезно угрожает силе Путина, является украинская армия. Об этом говорится в статье The New York Times.
«Что легче представить: Владимир Путин внезапно объявит о прекращении войны с Украиной и выведет свои войска или Россия без Путина, которая пересмотрит свою политику, прекратит войну и начнет строить отношения с Украиной и Западом на новой мирной основе? Трудно ответить. Война в Украине в значительной степени является результатом личной одержимости Путина, и вряд ли он добровольно согласится ее прекратить. Что оставляет другую возможность: Россия без Путина, со всеми надеждами на мирную Россию, связанную со сменой власти в стране. Это тоже кажется маловероятным», – говорится в статье.
Издание отмечает: рейтинг Путина высок, несмотря на военные неудачи в Украине, а двое вероятных его преемников – премьер-министр Михаил Мишустин и оппозиционер Алексей Навальній – не имеют шансов, так как один связан лояльностью к президенту, а другой сидит в тюрьме.
NYT пишет, что во властных кругах России не видно никаких проявлений реальной оппозиции к действующему диктатору, потому что он умело манипулирует чиновниками посредством коррупции, позволяя им строить коррупционные схемы и тем самым держа их на крючке.
«Война имела потенциал перевернуть это вычисление. Правящий класс, который обязан своим богатством своей властной позиции, столкнулся с новой реальностью: их собственность на Западе либо конфисковали, либо подвергли санкциям – больше нет яхт, больше нет вилл, некуда убежать. Для многих чиновников и олигархов, приближенных к власти, это означает крушение всех жизненных планов, и в принципе можно предположить, что в России нет ни одной социальной группы, более недовольной войной, чем клептократы Путина. Но есть загвоздка: они обменяли свои права политических агентов на те же яхты и виллы. С этим связана базовая интрига во внутренней российской политике. Военная эскапада Путина оказала разрушительное влияние на жизнь элиты истеблишмента, на которую он всегда полагался. Но элиты, зависящие от власти ради своего богатства и безопасности, оказываются не в состоянии сказать "нет" Путину», – говорится в тексте.
Также нет протестных настроений ни среди среднего класса, ни среди простого народа – они либо боятся, либо слепо верят пропаганде.
Единственное, по мнению авторов NYT, может сейчас стать реальной угрозой для власти Путина – это проигрыш в войне против Украины.
«Фактором, который сегодня серьезно угрожает силе Путина, является украинская армия. Только потери на фронте имеют реальные шансы изменить политическую ситуацию в России, о чем свидетельствует российская история. После поражения в Крымской войне в середине XIX века царь Александр II был вынужден провести радикальные реформы. То же произошло, когда Россия проиграла войну с Японией в 1905 году, а перестройка в Советском Союзе была обусловлена в значительной степени провалом войны в Афганистане. Если Украине удастся нанести значительные потери российским войскам, может развернуться аналогичный процесс, – заключает американское издание. – И все же, несмотря на весь причиненный вред, кажется, что до такого поворота еще далеко. Сейчас и в обозримом будущем Россией руководит Путин – и страх, что без него все будет хуже».
Напомним, ZN.ua также публиковало текст о том, что ситуация на российско-украинском фронте во многом определит расстановку сил в российских властях. Читайте больше об этом в статье Владимира Кравченко «Три башни Кремля: что происходит в окружении Путина».