UA / RU
Поддержать ZN.ua

Предложенные G7 «гарантии безопасности» для Украины на самом деле ими не являются – эксперт

Константин Елисеев рассказал о наибольшем разочаровании Саммита НАТО в Вильнюсе.

На этой неделе состоялся Саммит НАТО в Вильнюсе, не принесший ожидаемого результата. И самым большим разочарованием Саммита стали не перспективы членства в Североатлантическом Альянсе, а так называемые гарантии безопасности. Ведь то, что предложили страны G7 гарантиями безопасности не являются, пишет Константин Елисеев в статье для ZN.UA «После Вильнюса: самые большие победы и разочарования Украины».

«Наибольшим разочарованием Саммита в Вильнюсе стали не перспективы членства Украины в НАТО, а так называемые гарантии безопасности для нашей страны. И не стоит власти пытаться выдавать желаемое за действительное, ведь то, что предложено «семеркой», настоящими гарантиями не является. В Украине ожидали «гарантии защиты», «гарантии мира», и на этот запрос ответа нет. Совместная позиция «семерки» в поддержку Украины — это поощрительная право на намерения, а не собственно обязательства по безопасности. Именно поэтому в тексте отсутствует слово «гарантии», а по содержанию она напоминает Будапешт-1994 со знаком «плюс», – пишет автор.

Елисеев добавляет, что к немедленным консультациям прилагаются обязательства о предоставлении Украине оружия, обеспечение обучения военных (фактически Рамштайн), экономическая и финансовая поддержка плюс санкционный фронт. Кроме этого, сознательной манипуляцией, подчеркивает автор, является утверждение о четкой увязке так называемых обязательств безопасности с членством Украины в НАТО, так как в официальном тексте такой логической связи нет.

Читайте также: Кулеба объяснил, как будут работать гарантии безопасности

«Вот и выходит, что так называемые гарантии — это не о безопасности и защите Украины всем Свободным миром, а о подготовке к новой войне и усилении способности нашего государства к самообороне в соответствии со статьей 51 Устава ООН. Этакая перспектива. Тем более что даже эти так называемые гарантии будут задействованы после окончания войны и формализованы, возможно, на следующем Вашингтонском Саммите НАТО в 2024 году», – объясняет Елисеев.

По его словам, проблема состоит в том, что главной целью Украины на Вашингтонском Саммите Альянса должно было стать получение приглашения присоединиться к Вашингтонскому договору. И на это должна направляться вся энергия украинской дипломатии, гражданского общества, партнеров. Вместо этого на Вашингтонский Саммит власти планируют бросить большинство ресурсов на работу над двусторонними договорами с каждой отдельной страной, которые потребуют длительной процедуры заключения и ратификации.

«Другими словами, такие договоры – это создание параллельного трека к треку членства в НАТО. Это ошибочный трек, который дает козыри скептикам нашего членства в Альянсе и надежду путинскому режиму готовности власти торговать вопросам НАТО. Тот, кто думает о мире и победе, работает над членством в НАТО. Тот, кто думает о подготовке к новой войне, работает над «гарантиями», – объясняет автор.

Читайте также: В Соединенных Штатах хватит ресурсов для поддержки Украины и защиты НАТО – Пентагон

Как итог, Вильнюс прошел – впереди Вашингтон. При любом сценарии, пишет Елисеев, наши позиция и стратегия должны оставаться неизменными — членство Украины в НАТО является единственно действенной долгосрочной гарантией безопасности для нашего государства. Если дверь в Альянс для Украины открыта, то, наконец, должны зайти в нее.

«Должны сделать правильные сдержанные выводы из результатов Вильнюсского Саммита. Так, определенным образом удалось развить язык Бухареста и получить конкретику. Есть формулировки, ориентированные на движение, действие и результат, а не просто констатацию «политики открытых дверей». Имеем цель получить приглашение присоединиться к НАТО согласно статье 10 Вашингтонского договора», – добавил Елисеев.

Он отметил, что у Украины есть задача — получить согласие всех партнеров (а это значит, что пока такого консенсуса нет) и выполнить определенные условия. Приоритетом, по словам автора, является скорейшее получение такого исчерпывающего перечня условий, стиснуть зубы, напрячься и работать на результат.

«Должны быть консолидированными, едиными и власть, и оппозиция, и гражданское общество. Сделаем невозможное возможным», – подытожил Елисеев.

Читайте также: Борис Джонсон сравнил саммит НАТО в Вильнюсе с саммитом Альянса в Бухаресте в 2008 году

12 июля на Саммите НАТО в Вильнюсе страны G7 объявили о совместной декларации, которая должна проложить путь к долгосрочным гарантиям безопасности для Украины. В ОПУ заявили, что Декларация является рамочным общим документом и предусматривает следующие шаги заключения «системы двусторонних сделок безопасности» между Украиной и отдельными странами-гарантами.

Немецкий дипломат и глава Мюнхенской конференции по безопасности Кристоф Гойсген заявил, что скептически относится к гарантиям стран G7 Украины, о которых они объявили на второй день Саммита НАТО в Вильнюсе. Гойсген сравнил их гарантии с Будапештским меморандумом.