Очень мало украинцев на самом деле осознают, какие важные экономические реформы были проведены в их стране в 2015 году. И вопрос сегодня: продолжатся ли они или застынут на месте на долго.
Об этом на страницах The Atlantic Council пишет эксперт Андрес Аслунд. Он замечает, что важным изменением, которое произошло в Украине, стало уравнивание цен на энергоносители. Это позволило сократить государственные расходы в 2015 году на 9% от ВВП, а также сократить дефицит бюджета с 10,5% до 2,5% от ВВП.
Плавающий обменный курс стабилизировался и позволил бы Украине сбалансировать свои иностранные счета. За два года Национальный банк закрыл 80 из 180 банков из-за коррумпированности и неспособности функционировать. Налог на заработную плату уменьшился с 45% до 22%. Инфляция стремительно замедлилась с 61% в апреле прошлого года до 8% в июле 2016-го. Аслунд отмечает, что все это большие достижения по любым стандартам. Многие реформы продолжились в этом году. Новое правительство Владимира Гройсмана закончило процесс унификации цен на энергоносители 1 мая. В августе была внедрена электронная система государственных закупок. Также заработали новые антикоррупционные ведомства. Очищение банковского сектора продолжается. Абсурдные законодательные нормы о ранний выход на пенсию были отменены. Макроэкономическая стабильность страны остается сильной, кроме того возобновился экономический рост Украины.
Однако Аслунд подчеркивает, что все это не поражает украинцев, которые хотят ощутить на себе изменения. Автор признает, что реформы действительно не были всеобъемлющими, и стандарты жизни очень резко ухудшились. Министры-реформаторы в апреле все были уволены. А новая команда правительства за 100 дней работы передала в парламент 177 законопроектов, однако только 11 из них были приняты. Парламент значительно меньше поддерживает нынешнее правительство, чем предыдущее. К тому же новая команда, похоже, меньше склонна к реформаторским амбициям.
В марте 2015 года Украина договорилась с МВФ о четырехлетней программе стабилизации на сумму 17,5 миллиардов долларов. Однако пока что лишь 6,7 миллиардов были перечислены. С момента получения Украиной последнего транша от фонда прошел уже год. В конце 2015 года партия "Блок Петра Порошенко" заблокировала правительственные проекты бюджетной и налоговой реформы. В начале этого года Порошенко отправил в отставку премьер-министра Арсения Яценюка.
Когда новое правительство было сформировано, он ежемесячно заявлял, что согласует с МВФ выделение нового транша "через месяц". Но этого так и не произошло. Последний раз препятствием было то, что правительство не смогло внедрить защищенную базу данных с информацией о доходах и активах чиновников до 15 августа. Новая крайняя дата для этого установленная на первое сентября.
Новому правительству не хватает политической координации. Однако финансовый кризис сейчас не такой острый. Валютные запасы Украины сегодня составляют 14 миллиардов долларов, что позволяет ей держаться на плаву. Но Киеву все равно нужно финансирование МВФ. Если фонд решит передать новый транш, Украина получит один миллиард долларов, а также долговые гарантии США еще на один миллиард долларов и 600 миллионов евро от ЕС.
Украинские резервы вырастут до 17 миллиардов долларов, что позволит либерализовать строгий контроль валюты. Также иностранные и внутренние инвесторы хотят дождаться решения МВФ, прежде чем начнут вливать деньги в украинскую экономику. Западные кредиторы довольны бюджетным балансом, сальдо счета текущих операций и уровнем инфляции. Их беспокоит только коррупция.
Автор напоминает о недавнем конфликте между ГПУ и НАБУ, а также провальной попытке запустить процесс приватизации 1824 убыточных для государства предприятий. USAID и ЕС также настаивают на создании независимого энергетического регулятора, но, похоже это не произойдет в ближайшее время из-за сильных анти конкурентные интересы. МВФ также призывает провести земельную и пенсионную реформы, которые бы смогли оживить экономический рост. Но украинское правительство боится, что это сыграет на руку популистам.
В 2014-2015 годах ВВП Украины обвалился на 17%. Однако экономика достигла дна, и МВФ прогнозирует, что ее рост в этом году составит 1,5%. Также рост на 5-6% вполне реален, однако для этого нужно укрепить право собственности.
Аслунд подчеркивает, что украинскому правительству нужен новый старт реформ в сентябре. В частности, ему стоит исправить систему электронного декларирования доходов и активов, чтобы МВФ наконец согласился передать новый транш. Однако не известно, сможет ли правительство провести приватизацию, улучшить систему судопроизводства и подготовить пенсионную и земельную реформы.
"Возможно, лучшее на что мы можем надеяться, - чтобы уже проведенные изменения не были отменены", - говорится в статье.
Тем временем, в Freedom House констатировали отсутствие прогресса в реформе украинской судебной системы. Согласно приведенным данным, после Оранжевой революции ситуация в украинских судах изменилась к лучшему. Режим Януковича, однако, подчинил судебную ветвь власти президентской вертикали, и с тех пор ситуация практически не изменилась.
Ранее председатель правления общественного объединения "За демократию через право", экс-участник Венецианской комиссии от Украины Марина Ставнийчук писала для ZN.UA, что недавно принятые изменения в Конституцию и законодательство о судоустройстве носят субъективный характер и не смогут обеспечить реального преобразования судебной власти в ближайшей перспективе.