В июне 2022 года Украина получила статус кандидата на вступление в ЕС, а с ним и ряд рекомендаций, которые необходимо выполнить. Центр «Новая Европа» в партнерстве с рядом профильных аналитических центров и общественных организаций представил независимый мониторинг выполнения Украиной рекомендаций ЕС от экспертов коалиции «Кандидат Check».
Эксперты отмечают, что реформы, касающиеся борьбы с коррупцией, занимают важное место. В целом, к этой сфере относятся три реформы, в которых можно наблюдать довольно неоднородный прогресс.
Антиолигархическая реформа – ее оценка и имплементация сейчас фактически находятся в замороженном состоянии. В частности, проблемой является отсутствие вывода Венецианской комиссии. По словам экспертов, как следствие, Украина может даже не по собственной вине «провалить» выполнение этого критерия.
В реформе, касающейся улучшения работы в таких антикоррупционных органах, как НАБУ и САП, эксперты увидели определенный прогресс.
В то же время, в реформе, касающейся борьбы с отмыванием средств, эксперты указали на стагнацию.
По словам старшего аналитика Transparency International Ukraine Александра Калитенко, в отношении антикоррупционных реформ у Украины фактически формальное выполнение двух частей из трех этой рекомендации, поскольку к ранее назначенному руководителю САП добавилось новое назначение директора НАБУ.
Он пояснил, что есть определенные замечания экспертов относительно того, как происходило назначение, как проходил конкурс, но новый руководитель еще должен будет показать себя, свою компетентность и политическую независимость.
"Но это уже выходит за рамки критерия, ведь формально назначение есть", - сказал эксперт.
«Что касается третьей части рекомендации, то мы видим, что действительно, и НАБУ, САП, и ВАКС, они поддерживают ранее заданную высокую активность по делам в топкоррупции, потому что как раз эта часть касается усиления борьбы с коррупцией, в том числе на высоком уровне», - заявил Калитенко, добавив, что динамика продолжает сохраняться, однако эта рекомендация широка, поэтому существенный прогресс в других областях все еще ожидается.
Эксперт, в частности, указал на ситуацию с электронным декларированием.
«В этом отношении мы вспомним как такой большой приоритет — это возобновление электронного декларирования в объеме, которое действовало до 24 февраля 2022 года. Потому что электронные декларации - очень эффективный инструмент, именно для выполнения рекомендации об усилении борьбы с коррупцией путем, в том числе эффективных расследований», - пояснил он.
По словам эксперта, невозможно проводить эффективные расследования, когда чиновники не подают декларации.
«Работники правоохранительных органов не имеют доступа к этим декларациям, если они не поданы. И фактически две статьи Уголовного кодекса Украины – ложь в электронных декларациях и неподача электронных деклараций, с ними трудно будет в будущем, если такая ситуация будет сохраняться», - отметил Калитенко, добавив, что обеспечение проведения эффективных расследований важно, как и указано в рекомендации.
Он пояснил, что все это связано и со способностью органов, которые будут проводить расследование, кроме того, на повестке дня есть и вопросы человеческих ресурсов, а также институционной автономии САП, поскольку там тоже нужны соответствующие изменения в законодательство.
Эксперт также указал на важность подробной статистики, чтобы отслеживать эти расследования.
«Имеется в виду публикация подробной статистики выявления, расследования, судебного преследования по рассмотрению дел о коррупции. Это позволит задокументировать прогресс», – пояснил он, указав, что определенные шаги в этой реформе уже сделаны.
Эксперты поставили в сфере антикоррупции 8 баллов. В предварительной оценке было 7 баллов. В частности, высший балл предоставлен благодаря назначению директора НАБУ.
«Но в вопросе возобновления декларирования и других вопросах наблюдается пока определенная неизменная ситуация», - заявил Калитенко.
Эксперт также напомнил о попытках ослабить режим электронного декларирования. Он предостерег, что, несмотря на рекомендацию МВФ упростить режим электронного декларирования, эти пределы упрощения могут восприниматься властями как слишком большие, а это, в свою очередь, рискует привести к разрушению института декларирования.
«Все упрощения должны быть разумны и обоснованы», – подчеркнул Калитенко.
Ранее сообщалось, что Украина обязалась возобновить обязательное декларирование состояния чиновников. Соответствующее условие прописано в Меморандуме с МВФ. В частности, предполагается, что восстановление обязательного электронного декларирования во время военного положения коснется государственных служащих, которые не мобилизованы и не принимают непосредственного участия в боевых действиях.
О том, как отмена обязательного декларирования повлияла на общественный контроль, читайте в статье Transparency International «Доверие и коррупция во время полномасштабной войны».