UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отчеты с нюансами. Почему принятый закон о восстановлении отчетности политических партий не решает проблему?

Автор: Оксана Заболотная

Власть вплотную приблизилась к выполнению еще одной рекомендации наших западных партнеров — восстановлению финансовой отчетности политических партий. Политические силы уже несколько лет подряд получают деньги из государственного бюджета, а куда и на что они их тратят — неизвестно. Ведь отчетность стала необязательной еще во время пандемии COVID-19, а после начала широкомасштабного вторжения депутаты разрешили отложить подачу отчетов до окончания действия военного положения.

Первым свой законопроект зарегистрировало правительство. Документ разработали в Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции, уделив внимание не только отчетности, но и порядку финансирования партий и расходованию средств на уставную деятельность. Народные депутаты внесли свой законопроект позже и, несмотря на то, что он был совершенно другим по сути, зарегистрировали его как альтернативный. Это означало, что в случае принятия одного из законопроектов другие автоматически снимаются с рассмотрения.

Так и произошло. Депутатская инициатива получила большинство голосов в парламенте и пошла на подпись президенту. Но принятый законопроект без учета наработок правительства решает вопрос лишь частично. А иногда создает новые лазейки и возможности для партий.

Читайте также: Рада утвердила закон о возобновлении финансовой отчетности партий

Что приняли?

Народные депутаты в своем законопроекте урегулировали вопросы восстановления отчетности политических партий об имуществе, доходах, затратах и обязательствах финансового характера. Под ним подписались 36 народных депутатов — преимущественно из фракции «Слуга народа», но также и представители фракций «Голос», «Европейская Солидарность», «Батьківщина» и группы «Довіра». 23 августа этот проект приняли, и сейчас он ожидает подписи президента.

На важности восстановления финансовой отчетности политических партий неоднократно настаивали общественность и зарубежные партнеры. В частности это — одна из рекомендаций G7 для Украины по усилению антикоррупционных институций. Казалось, избранники услышали эти призывы. В законе прописано, что отчеты политических партий, не поданные за предыдущие отчетные периоды во время карантина, а также в период действия правового режима военного положения, подаются в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) не позже, чем на 120-й день со дня вступления в силу этого закона. Партии, имеющие право на государственное финансирование, должны подать соответствующие отчеты в течение 90 дней. А уже затем НАПК должно проверить эти отчеты на протяжении 90 дней со дня поступления.

Право получить государственное финансирование будут иметь партии, набравшие более 3% голосов на последних выборах в парламент. Сейчас финансирование получают только парламентские партии, преодолевшие пятипроцентный барьер.

Принятие этого закона казалось бы большой победой, но дьявол кроется в деталях.

В чем нюансы?

Нормы закона дают возможность избежать ответственности за подачу неполных данных в отчете. Достаточными основаниями для того, чтобы подать неполную информацию в отчете, будут не только утрата первичных документов, компьютерного и другого оборудования вследствие боевых действий или оккупации, но и другие обстоятельства непреодолимой силы. И воспользоваться возможностью непредоставления информации из-за форс-мажора можно будет не только за период военного положения, но и за период карантина.

Более того, депутаты придумали, как вообще не отчитываться о полученных взносах. Политические партии имеют право на свое усмотрение отказаться от денежного взноса в день подачи отчета об имуществе, доходах, затратах и обязательствах финансового характера за период, в котором был получен такой взнос. Такие деньги декларировать не нужно. А если финансовое обязательство политической партии возникло в отчетный период и было погашено в этот же отчетный период, оно не отображается в отчете политической партии. То есть партии смогут легально пользоваться средствами от «богатых бабушек с Троещины», перед подачей отчета отказываться от них и не вносить информацию об этих средствах в отчет.

Что предлагало правительство?

В правительственном законопроекте обязательная финансовая отчетность не является основным мотивом. В нем преимущественно идет речь о финансировании партий и порядке расходования денег на уставную деятельность. Именно поэтому странно, почему народные депутаты даже не попытались объединить законопроекты, дополнив свой рациональными предложениями правительства.

Согласно правительственному законопроекту, право на государственное финансирование могут иметь партии, набравшие не 5%, а более 2% голосов на последних выборах в парламент. Это увеличит количество партий, которые смогут получить государственное финансирование, что будет способствовать устойчивости внепарламентских политических партий. Например, право на государственное финансирование получат следующие партии: «Сила и честь», «Радикальная партия Олега Ляшко», «Украинская стратегия Гройсмана», ВО «Свобода».

Правительство предложило механизм минимизации олигархического влияния на политические партии. В частности не допускаются взносы в поддержку политических партий от физических лиц, действующих от своего имени, но в интересах других лиц, а также юридических лиц, осуществляющих управление активами других лиц. Правительство меняет общий размер взносов, которые можно делать в течение года. Для граждан Украины — вместо 400 минимальных зарплат (2 680 000 грн в 2023 году) предложено, что взнос не может превышать 20% совокупного дохода лица за последние пять лет и не может быть больше 600 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (1 610 400 грн в 2023 году). А для юридических лиц — вместо 800 минимальных зарплат (5 360 000 грн в 2023 году) предложено, что взнос не может превышать 20% совокупного дохода лица за последние пять лет и не может быть больше 1200 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (3 220 800 грн в 2023 году).

Благодаря таким предложениям партии получали бы деньги от платежеспособных лиц, а не от тех, у кого нет никаких фактических доходов и есть только прокси для реальных спонсоров. Законопроект предотвращает концентрацию крупных вкладов от физических и юридических лиц в одних руках.

Указанные изменения однозначно улучшили бы систему государственного финансирования политических партий.

Правительство также выступило за оптимизацию денег, выделяемых на финансирование политических партий. В проекте, разработанном НАПК, предложено определять сумму финансирования, опираясь на прожиточный минимум трудоспособных лиц (2684 грн в 2023 году), а не на минимальную зарплату (6700 грн в 2023 году). Вследствие этого в 2024 году размер финансирования может уменьшиться более чем на 600 млн грн.

Читайте также: Кто из депутатов «испарился», когда встал вопрос о партийных деньгах

Почему надо продолжать финансирование?

Тема финансирования партий сама по себе довольно чувствительна для украинцев. Наверное, из-за влияния социалистических мифов. Значительная прослойка нашего общества до сих пор верит в бесплатную медицину, образование, жилье и, как видим, в бесплатную политику. Но три десятилетия новой государственности свидетельствуют об обратном — качество бесплатной политики ничем не лучше качества бесплатной медицины. Даже во время войны, когда государство пытается экономить на всем, смысл финансировать партии есть. Если и думать на эту тему, то лишь в ключе «затянуть пояса», немного сократив эту статью бюджетных затрат на время военного положения. Ведь продолжение финансирования партий дает возможность хоть как-то поддерживать политическую конкуренцию в условиях военных ограничений, единого информационного марафона и государственной пропаганды.

Идея по отмене государственного финансирования и на время войны, и в целом в обществе довольно популярна, потому что людям кажется, что есть безгранично много сфер, на которые тратить бюджетные средства целесообразнее. Парадокс в том, что одновременно с отказом от государственного финансирования партий люди хотят устранить влияние олигархов на политику. Но это вещи взаимоисключающие. Мы или сами беремся платить за политику, и со временем она начинает больше ориентироваться на потребности народа, или за нее платит крупный бизнес, и она обслуживает исключительно его интересы.

…Украинцы не готовы возвращаться к авторитарным или олигархическим моделям власти. Поэтому развитие системы государственного финансирования партий и прозрачность партийных финансов в целом является очевидной необходимостью. Ведь демократия существует не сама по себе, а как набор институтов, ее обеспечивающих. Очевидно, без ограничения влияния олигархов политическая система будет уязвима к влиянию крупного капитала. Как следствие она будет искажать общественные настроения и запросы, представляя не срез всего общества, а коммерческие интересы небольшой группы людей.

Предыдущий опыт свидетельствует, что это очень ослабляет государство, вредит развитию экономики и крадет у граждан будущее. Поэтому политические партии вместо того чтобы пытаться избежать изменений, должны сами к ним адаптироваться, иначе однажды потеряют власть из-за того, что не соответствуют запросам общества. А парламенту так или иначе следует вернуться к рассмотрению правительственного законопроекта, важные нормы которого он проигнорировал.