11-й пункт Минских соглашений, который предусматривает проведение конституционной реформы в Украине до конца 2015 года с учетом особенностей районов Донецкой и Луганской областей, является единственным пунктом соглашений, где есть четкие сроки исполнения. И именно это стало аргументом, с помощью которого Брюссель, Берлин, Вашингтон и Москва смогли заставить Киев выполнять его, не дожидаясь, пока будут выполнены другие требования, которые не содержат ссылок на даты.
Об этом в статье Конституционный процесс. За что собирается голосовать Верховная Рада на ZN.UA пишет Сергей Рахманин, анализируя норму направленного в Конституционный Суд законопроекта "О внесении изменений в Конституцию", что касается неконтролируемых Киевом территорий Донбасса.
"Для тех, кто не знает. Несколько участников переговоров (к сожалению на условиях анонимности, наверное, стыдно) подтвердили, что автором 11 пункта является Владислав Сурков. Один из дипломатов, анализируя поведение членов российской делегации, высказал предположение, что это единственный пункт соглашений, который Москву на самом деле интересовал", - пишет автор.
11-й пункт Минских соглашений также предусматривает "принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей согласно мероприятий, указанных в примечаниях (прим.1) до конца 2015 года".
Автор напоминает, что Минские соглашения содержат четкое предписание, что обязательно должно быть в этом законе:
" - освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены".
"Нам предлагают все это узаконить, освободить от ответственности преступников и финансировать их за бюджетный счет", - пишет автор.
По его мнению, проголосовав 18 пункт переходных положений, вспомнив там про "особенности самоуправления", Киев не только четко выполняет предписания 11 пункта Минских договоренностей, но и придает им юридической силы. "Минские договоренности - просто бумажка. Конституция - Основной закон", - говорит Рахманин.
16 июля Верховная Рада Украины поддержала включение в повестку дня законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти), который предусматривает закрепление особого статуса Донбасса, и о его направление в Конституционный Суд Украины.
Президент Петр Порошенко тем временем отрицает "особый статус" Донбасса в Конституции и настаивает на унитарности Украины.